О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back

6 сентября. Будда в Стране Советов

118 / 367

Первый съезд народов Востока. Баку. 1920 год (источник изображения: https://sandinist.livejournal.com/53925.html )

 

 

 

В 1920 году, 1–8 сентября, в Баку состоялся Первый съезд народов Востока. На нём присутствовали представители не только «мусульманских», но «буддийских» народов – буряты (Агван Доржиев), калмыки, китайцы, индусы, корейцы и японцы. На съезде обсуждались два основных вопроса: борьба с эксплуатацией и капиталом в буржуазных странах и (внимание!) соотношение религии и коммунистического движения в странах Востока.

То, что коммунистами поднимались вопросы лояльного отношения к местным религиям и традициям, говорит в целом о ситуации – в 1920 году руководство Советов старалось обрести поддержку местных религиозных сообществ в отношении преобразований в стране, а представители религии лелеяли надежду, что сохранят своё влияние при коммунистах. К тому же некоторые буддийские деятели усматривали родство религии с социализмом!

Например, с Агваном Доржиевым (1854–1938), о котором упоминалось выше, было связано такое явление в буддизме как обновленчество. Это течение иногда даже называют «буддийский социализм». Его сутью являлось очищение религии от суеверий, невежества, шарлатанства, стяжательства, упрощение обрядов, превращение храмов и монастырей в центры просвещения и, в конце концов, даже синтез буддизма с достижениями западной науки. Агван Доржиев с установлением советской власти пошёл дальше и пытался соединить буддийские и социалистические идеи. В его понимании Будда Шакьямуни был гением, учёным и мыслителем; а буддизм – не религия, не поклонение богам, а философия и эмпирическая этика и они не противоречат науке, коммунизму и марксизму.1

Обновленческие идеи разделяла по-своему и семья знаменитого художника Николая Рериха. Н.К. Рерих желал, чтобы «имя Будды не было оскорбляемо в Советской России», называл Ленина одним из общемировых, великих учителей (Махатма), приводил параллели между буддизмом и коммунизмом. Писал, что буддизм, как и коммунизм, борется с невежеством, выступает против личной собственности, стремится создать всемирную общину.

Эти рериховские идеи отразились и в творчестве художника. В 1920 году в его эскизе к картине «Сон Востока» была изображена гигантская голова с закрытыми глазами, чертами сходная с ленинскими. На созданной впоследствии по эскизу картине «Явление срока» (1927) глаза того же персонажа уже открыты, что трактуется как пробуждение народов Востока от векового сна. Были в картинах Н.К. Рериха и другие примеры смешивания буддийского и коммунистического – птицы, летящие стаей в форме пятиконечной звезды, символика красного цвета.2 А Майтрейю, Будду будущего, Рерих называл символом коммунизма и верил, что время пришествия этого будды наступит в момент победы социализма.

Но прошло немного лет и наступило совсем другое время. С середины 1920-х годов поднялась в полный рост политика воинственного атеизма, и буддизм, как и другие религии, почувствовал всю горечь государственных гонений…

 

Хамбо-лама Агван Доржиев. С.-Петербург. 1898 год (источник изображения

 

 

 

Будда Майтрейя (монг. Майдари) в храме Биру-сумэ Чжоудасского сейма. Экспедиция штабного ротмистра Соболев. 1906 год (из фондов ТОКМ)

 

Николай Рерих, Эскиз к картине «Сон Востока». 1920 –1921 годы (источник изображения)

 

Николай Рерих, Явление срока, 1927 год (источник изображения)  

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

[i] Синицын Ф.Л. Буддизм в СССР: попытка обновления в 1920-х гг. // Россия и Восток: культурные связи в прошлом и настоящем: материалы Международной научной конференции (IX Колосницынские чтения), 16–17 апреля 2014 года. Екатеринбург, 2014. С. 272–276 

[ii] Синицын Ф.Л. К истории возникновения теории общности буддийского учения и коммунистической идеологии // Вопросы философии. 30.06.2012 г.