В 1920 году в Томске на улице Еланской1 открылся первый городской дом ребёнка. Он был организован на базе детского приюта для бездомных и нищих детей. И главным человеком для самых маленьких граждан страны Советов, оставшихся без родителей, становилась няня.
Няня! Эта старинная профессия издавна была востребована на Руси. Будучи человеком близким к дитяти, няня не только ухаживала, но и была причастна к его воспитанию. А требования к воспитанию и уходу за маленькими детьми к началу XX столетия существенно возросли. Многих уже не устраивали те няни, которых предлагал тогда рынок труда – это, как правило, были простые крестьянки – пожилые женщины или девочки-подростки.
Профессиональных нянь стали готовить в конце XIX века. Активными организаторами курсов, школ воспитателей и нянь были Фрёбелевские общества дошкольного воспитания.2 Одну из таких школ открыли в Петербурге. В неё принимались девушки не моложе 14 лет из крестьянских, мещанских и солдатских семей, окончившие курс городской школы. В течение двух лет их учили уходу за маленькими детьми, шитью, стирке, знакомили с детской литературой. Для практических занятий при школе устроили ясли.
Революционная история 1917 года открыла эпоху перемен в социальном статусе женщины. Женщина, уравненная в правах с мужчиной, получала доступ к полноценному образованию и свободному труду. В советской социалистической реальности одной из центральных становится идея освобождения женщины от быта. В обществе трудового народа необходимость в нянях стала ещё более настоятельной, но с поправкой на существенное обобществление быта. Часть обязанностей женщины-матери должно было взять на себя государство посредством сети детских учреждений. Тип няни «почти член семьи» уходил в прошлое. На смену ему шла подготовленная армия служащих советских детских садов и ясель.
В РСФСР вопросами поддержки материнства занимался отдел охраны материнства и младенчества при Комиссариате социального обеспечения. По мере установления советской власти на местах аналогичные структуры создавались и в регионах. В 1920 году приступила к работе секция охраны материнства и младенчества Томского губоно (губернского отдела народного образования). Она функционировала при клиническом военном госпитале Томского университета.
Во время гражданской войны и борьбы с иностранной интервенцией, а также в период ликвидации их последствий в нашей стране остро стояла проблема младенческой смертности и беспризорности. Многие дети остались сиротами или были брошены родителями. Призрение их стало очень важной задачей государства. В связи с этим одним из направлений деятельности отдела материнства и младенчества стала организация домов ребёнка, приютов, детских колоний. В свете государственной доктрины дети – это будущее страны, «цветы жизни», им предстояло строить коммунизм. Поэтому и старались создать условия для здорового роста, развития и воспитания подрастающего поколения. Ответственная работа с самыми маленькими, от младенцев до трёхгодовалых, требовала специальной подготовки кадров. Чтобы подготовить такой персонал, томская секция организовала курсы нянь. 1 мая 1920 года планировалось начало уже второй очереди курсов…
________________________________________________________________________________________________________________
[1] Ныне – часть улицы Советской.
[2]Общества деятелей дошкольного воспитания по системе немецкого педагога XVIII– XIX вв. Фридриха Фрёбеля, разработавшего методику воспитания ребёнка в детском саду.