Григорий Николаевич Потанин (1835–1920). [Томск. 1910-е годы] (из фондов ТОКМ)
30 июня 1920 года в клиниках университета после продолжительной болезни закончился долгий и славный путь великого сибиряка, общественного деятеля и знаменитого исследователя Азии Григория Николаевича Потанина. Авторитет и слава этого человека в Сибири были так велики, что новая власть не обошла молчанием уход из жизни Потанина, несмотря на его антибольшевизм. В печатном органе томского парткома газете «Знамя революции» были опубликованы извещения о смерти, времени панихиды, погребения Г.Н. Потанина, а также посвящённый ему довольно большой некролог. Впрочем, последний был написан в презрении обычая «о мёртвых или хорошо, или ничего», сугубо агитационно, с «классовой позиции». Потанин, которому отдавали должное как деятелю науки, был заклеймён как враг рабочих и крестьян, при этом антибольшевистская позиция учёного снисходительно «объяснялась» его преклонным возрастом и болезнями.
«Вчера утром умер Гр. Н. Потанин. Он был в стане наших политических врагов. Наёмники и прихвостни буржуазии сумели воспользоваться им в качестве орудия против рабочих и крестьян. Когда в октябре 17 г. рабочие подняли знамя освобождения трудящихся масс от ига буржуазии; когда провозглашена была власть советов, эсеровские круги выставили его в качестве главы правительства автономной Сибири.
После того, как советская власть в Сибири пала, Потанин был оружием одурачивания крестьянских и рабочих масс. Правда, это одурачивание не дало больших результатов. Угар борьбы за автономную Сибирь очень быстро прошёл, как только белогвардейская нагайка загуляла по спинам крестьян, как только целые деревни и волости начались сжигаться во славу «свободной автономной Сибири». Борьба с большевиками превратилась в борьбу с рабочими и крестьянами, и здесь белогвардейцы воспользовались Потаниным, чтобы писать от имени дряхлого, едва слышавшего и видевшего старика ядовитые, лживые и гнусные статьи в белогвардейской газете «Сибирская жизнь». Как общественный деятель, Потанин может лишь вызвать чувство отвращения, негодования рабочих и крестьян. Он явился орудием в руках белогвардейской своры. И мы говорим о нём, не как об общественном деятеле, а как об учёном, исследователе и путешественнике. С 1863–64 года Гр.Н. Потанин принял участие в научных исследованиях, в 1883 году появились его «Очерки Северо-Западной Монголии», в 93 году – «Тангуто-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия». И затем им написан целый ряд работ, очерков, исследований. Огромный географический материал собран в трудах Потанина наряду с материалом этнографическим, по фольклору и т.п. Путешествия Потанина для исследования неизвестных до того времени областей имеют не менее важное значение, чем путешествия Пржевальского. Однако путешествия Потанина имели особый специальный характер. Он не только знакомился на месте с данной областью, он завязывал связь с инородческим населением, изучал его, результатом чего явился целый ряд работ в области быта и языка инородцев.
Исследования и путешествия Потанина входят в ту сокровищницу знаний, которою так дорожит рабочий класс.
И в этом заслуга Гр.Н. Потанина. И теперь, когда мы получили известие о его смерти, мы отбрасываем прочь тот вред, который он принёс рабочему классу. Мы говорим только, – рабочий класс умеет оценивать вред, который ему приносят его враги, и этого вреда он никогда никому не может простить, и, в то же время, рабочий класс, строящий новую светлую социалистическую жизнь, не может обойти молчанием пользы, которую трудящимся массам, человечеству кто-либо принёс».
К.М. 1
Церемония прощания состоялась вечером 3 июня. По словам биографов «сибирского дедушки», «хоронил Потанина весь город».2 Но вот это событие «Знамя революции» уже обошла стороной…
Местом упокоения, как и у многих других томских деятелей науки и культуры, стало кладбище женского монастыря.3 Над могилой был поставлен деревянный крест. Видимо, через некоторое время на кресте появилась эпитафия, которая, вероятно, недолго его украшала. Судите сами, – «старая Сибирь», горюя о своём учителе, хоть исподтишка, но бросала своего рода вызов новой власти.
«Ты проторял тропу к свободе,
знанию свету,
а умер в дни насилья, мрака
и вражды.
Но твой дух витает над народом
и крепко держит веру в то, что
не исчезла
правда в мире.
Придёт конец и палачам».4
Текст этой надписи сравнительно недавно был обнаружен одним из историков в Новосибирском архиве – в письме, написанном 1 декабря 1923 года студентом к бывшему томскому партийному руководителю и редактору «Знамени революции». В.Д. Вегману. Видимо, процитированная надпись на какое-то время стала местной «достопримечательностью», и о ней поползли слухи по Сибири. Не исключено, что именно по просьбе Вегмана студент Семёнов отправился на кладбище, чтобы переписать дерзкую эпитафию.
Григорий Николаевич Потанин и после смерти оставался в советской Сибири кумиром части сибиряков, для тех, кто палачами считал большевиков…
…1920 год, гражданская война, непримиримая вражда идей, воль, идеалов…
Г.Н. Потанин среди белогвардейцев. [Томск. 1918–1919 годы] (из фондов ТОКМ)
Могила Г.Н. Потанина на кладбище женского монастыря. Томск. 1926 год (из фондов ТОКМ)
Могила Г.Н. Потанина на кладбище женского монастыря. Томск. [1920-е годы] (из фондов ТОКМ)
______________________________________________________________________________________________________________
[1] Присоединяемся к мнению проф. Шиловского по поводу автора некролога, Очевидно, за инициалами скрылся Константин Михайлович Молотов, к июню 1920 года сменивший должность заведующего томским наробразом на должность главного редактора «Знамени революции», секретарь томского комитета РКП (б) и записной митинговый агитатор (см.: Шиловский М.В. "Полнейшая самоотверженная преданность науке": Г. Н. Потанин. Биографический очерк // Сибирь капиталистическая: сайт / Институт истории СО РАН
[2] Сагалаев А.М., Крюков В.М. Потанин, последний энциклопедист Сибири: Опыт осмысления личности. — Томск: Изд-во Н ТЛ, 2004. С. 199.
[3] В 1956 году в связи с готовящейся застройкой места кладбища прах Г.Н. Потанина был перезахоронен в университетской роще. В 1958 году над новой могилой был установлен бюст знаменитого исследователя Азии.
[4] Цит. по: Петров С. Г. Об эпитафии на могильном кресте Г. Н. Потанина // Известия Иркутского государственного университета. Серия «История». 2019. Т. 29. С. 121.