О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back

30 декабря. К истокам

3 / 367

Томский краевой музей. 1925 год (из фондов ТОКМ)

Вот мы и добрались до финала нашего проекта, чтобы снова вернуться к истокам. Ведь «Век back» и его рассказы о 1920 годе посвящены 100-летнему юбилею Томского краеведческого музея.

Как начинался музей? – С идеи.

Февраль 1920-го. Комиссия наробраза, осмотрев красивый ампирный особняк, некогда принадлежавший золотопромышленнику Асташеву, приняла решение о необходимости взять на учёт имеющиеся в здании произведения искусства, другие культурные ценности и передать дом под музей художественной старины и революции.

Но воплотить идею в жизнь оказалось ох как непросто. У городской жилищной комиссии имелось своё мнение об использовании каменного ампирного здания. В нём предполагалось разместить общежитие для служащих одного из томских госпиталей.

У каждой из сторон была своя правда. С одной стороны, как писала газета: «Для провинции бывший томский архиерейский дом, построенный в 1843[1] году, строго выдержанный в духе самой чистой поры русского классицизма – жемчужина, не имеющая себе равных». Да и в самом здании ещё сохранялась «прекрасная ампирная мебель, может быть, единственная в Сибири» и другие ценные в художественном отношении вещи.

Ширма из особняка И.Д. Асташева. Середина XIX века (из фондов ТОКМ)
Ширма из особняка И.Д. Асташева. Середина XIX века (из фондов ТОКМ)

С другой стороны, Томск становился крупным коллектором-приёмником для больных и раненых по всей линии Сибири, освобождаемой от белой армии. Уплотнялись госпитали, увеличивалось количество медперсонала, служащих, а для их размещения требовались дополнительные площади.

Только в марте, когда в особняк переехал томский отдел народного образования, предметы обстановки бывшего асташевского дома были взяты под охрану. Наробраз тогда ведал не только школами, но и культурными учреждениями. Была в нём такая секция, преобразованная затем в подотдел, которая занималась охраной памятников искусства и старины, а также делами музеев губернии. Вот работники этой секции (подотдела) и занялись собиранием коллекций будущего музея.

Но «заселение» наробраза в особняк не привело к открытию музея. Ни залов, ни даже маленьких комнат для экспозиции не было. Помещения для подотдела невелики – где-то «на чердаке», под чердаком. Промозглый холод каменного плохо отапливавшегося здания[2]. Полуголодный наробразовский паёк… Но зато у сотрудников было твёрдое осознание своей миссии – сохранить в это лихое время прекрасное и открыть к нему доступ для народа.

В течение всего 1920 года шёл сбор предметов для будущего музея. В горячке национализаций, многочисленных реквизиций, жилищных «уплотнений» и перемещений больших масс людей мебель и другие предметы убранства интерьеров частных домов и общественных зданий ломались, сгорали в печках, вывозились из Томска… А вместе с ними исчезали, гибли культурные ценности, накопленные в городе в период его славы.

Подотдел, как мог, старался спасти эти ценности.

Рассылал запросы во все организации, имеющие отношение к реквизициям и хранению реквизированного: в чрезвычайную учётно-реквизиционную комиссию, коммунальный, транспортно-материальный (трамот) отделы Томского губисполкома.

Требовал передачи в наробраз для будущего музея картин, художественной мебели, книжных редкостей, разошедшихся по клубам, столовым, прочим учреждениям.

Обращался к горожанам через газету с призывами о помощи в создании музея. Выпустил даже постановление (22 августа) об обязательной регистрации художественных произведений с целью охраны и учёта (правда, ожидаемых результатов оно не дало: принесли всего три не самые высокохудожественные картины).

Сотрудники подотдела выезжали в другие местности для обследования и выявления памятников старины. Проводили археологические раскопки… 

…И росло собрание создававшегося музея. Живописные полотна, книги, иконы, предметы «ламаистского культа» и декоративно-прикладного искусства (мебель, фарфор), старинные монеты и археологические находки… Только картин было собрано несколько десятков, в том числе работы известных художников: В.И. Сурикова, П.П. Кончаловского, Г.И. Гуркина, А.Э. Мако и др. Так что к концу года велась речь об «имеющемся уже налицо небольшом музее».

Для учёта собранного завели, как положено, инвентарную книгу. Впоследствии она была по всем правилам опечатана и подписана заведующим подотделом художником М.М. Беринговым.

А ещё под занавес 1920 года были организованы пятимесячные курсы для подготовки специалистов-музейщиков! Руководил курсами профессор Б.Л. Богаевский.

На пути завершения процесса создания музея встала серьёзная для Томска того времени проблема – отсутствие свободных помещений. Да и власти города и губернии не спешили навстречу нуждам нарождавшегося культурно-просветительного учреждения. Пройдёт ещё год с небольшим, прежде чем в марте 1922 года откроется первая экспозиция народившегося томского музея.

Футляр для каминных часов из особняка И.Д. Асташева. Середина XIX века (из фондов ТОКМ)

____________________________________

[1] Особняк И.Д. Асташева был построен в 1842 году.

[2]  И в наше время бывает летом, когда музей не отапливается, сотрудники натягивают валенки, чтобы не мёрзнуть в каменных недрах старинного здания.