О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back

26 ноября. «Октябрьская революция» идёт в Томск

37 / 367

Агитпоезд «Октябрьская революция. 1920-е годы (источник изображения)

 

В 1920 году в города и станционные посёлки Российской Советской Республики приходили агитационные поезда. Для рабочих, крестьян, красноармейцев такое событие становилось настоящим праздником. Подготовка, волнительное ожидание, торжественная встреча, митинги, демонстрации, конференции – всё это приурочивалось к дням пребывания поезда на станции.

Агитпоездами называли специально оборудованные литературно-инструкторские поезда, колесившие по России в гражданскую войну. Инициатором их создания был Владимир Ильич Ленин. Его имя носил первый военно-подвижной фронтовой литературный поезд. Он начал совершать рейсы уже летом 1918 года.

Поезд «Октябрьская революция» был сформирован к апрелю 1919 года. Он курсировал по центральным и сибирским губерниям. Все его сотрудники вели работу в соответствии с положением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) о литературно-инструкторских поездах. Последние учреждались с целью «установления связи центра с местами, для агитации, пропаганды, информации, инструктирования и снабжения литературой»1. Главное ответственное лицо в поезде – комиссар, назначаемый Президиумом ВЦИК. Он руководил деятельностью сотрудников и осуществлял контакты с руководителями учреждений тех мест, где делались остановки. Комиссаром «Октябрьской революции» был председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин. Хозяйственной и технической частью агитсостава заведовал комендант поезда. В каждом составе формировался штат инструкторов. Они делегировались от народных комиссариатов, от Высшего совета народного хозяйства для установления связи центральных и местных советских учреждений и партийных организаций2. Инструкторы рассказывали местному руководству о планах центральных органов власти, знакомили с положениями и декретами, консультировали по работе с населением. Для обработки информации, полученной на местах, на каждом поезде создавалось инструкторское бюро3. Кроме того в каждом составе были: политотдел, бюро жалоб, редакция, типография, вагон с киноустановкой. Во многих поездах ездили театральные агитбригадыи сотрудники Российского телеграфного агентства (РОСТА). Отдел РОСТА руководил работой поездной радиостанции, инструктировал органы печати на местах, выпускал газеты, плакаты и листовки. Печатную продукцию раздавали населению на станциях и сбрасывали на маленьких полустанках, если там не делалась остановка4. Кроме трудов Маркса, Энгельса, Ленина, Плеханова, раздавались поэтические сборники глашатаев революции. Очень популярными были стихи Александра Блока5.Каждый агитпоезд выпускал свою газету, освещавшую последние события на фронтах и успехи советского строительства.

Агитация начиналась от вагонов. Их стенки красочно расписывали художники. Картины агитировали за борьбу с разрухой, за повышение производительности труда. Изображения критиковали патриархальные обычаи, прославляли союз рабочих и крестьян, ударный труд на субботниках, преодоление безграмотности. В поезде «Октябрьская революция» особое внимание уделялось женской и атеистической тематике. Лозунг на одном из вагонов «Хочешь одолеть заразу – победи грязь, а чтобы победить грязь – борись с разрухой» венчал рисованные сцены борьбы женщин за гигиену, против распространения инфекционных болезней6.

 

Красноармейцы и крестьяне возле агитационного поезда «Октябрьская революция». 1919 год (источник изображения)

 

По прибытии на станцию агитбригады могли устраивать импровизированные спектакли с участием самой публики, собравшейся встречать поезд. Наибольшей популярностью пользовались сценки, в которых разыгрывался суд над буржуями и белогвардейцами. В ходе него «защитники» объясняли преимущества советской власти, её задачи и особенности нового строя.

За первые два года работы «Октябрьская революция» совершила 12 рейсов. В ноябре-декабре 1920 года поезд побывал на Восточном фронте в районе дислокации 5-й Армии, сделал 15 остановок на сибирских станциях от Тюмени до Иркутска7.

27 ноября настала очередь Томска.  Здесь «Октябрьская революция пробыла меньше суток, а затем снова дорога, и снова работа …В первые годы строительства социализма агитация играла важную просветительскую роль. Агитпоезд нёс просвещение в массы, разъясняя, делая грядущие перемены понятными и желанными каждому рабочему и крестьянину.

 

Столовая агитпоезда «Октябрьская революция». 1919 год (источник изображения

 

Заседание сотрудников агитпоезда «Октябрьская революция». Обсуждение итогов работы. 1919 год (из фондов Государственного центрального музея современной истории России)

__________________________________________________________________________________________________

[1]1919 г., 11 января. Положение  ВЦИК о литературно-инструкторских поездах ВЦИК // Декреты Советской власти. Т.4. М. 1968. С. 289–290.

[2] 1919 г. 11 января. Положение Президиума ВЦИК об инструкторах народных комиссариатов и других центральных советских учреждений при литературно-инструкторских поездах ВЦИК // Там же. С. 290–291.

[3]Положение Президиума ВЦИК об инструкторах. Там же.

[4]Десять фактов об агитпоездах.

[5]Там же.

[6]Плунгян Н. Женские образы в массовой агитации времен революции и гражданской войны: от символа к маске 

[7] Трубников С. Становление системы советской агитации и пропаганды (1918 –1924 гг.)