О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back

25 ноября. Так живут дети Советской России

38 / 367

Мальчик в детском манеже. [Конец 1930-х годов] (из фондов ТОКМ)

 

Несмотря на все неустройства в детских учреждениях 1920 года, были, были в Томске такие, которые можно назвать воплощённым идеалом заботы о детях со стороны строителей нового общества1. Вот, например, трогательный рассказ одной из активисток женсовета о посещении ею детского сада (яслей и «дневного приюта», как назвали его в газетной заметке).

 

«Детская жизнь. …Зашла я сначала в ясли для грудных младенцев. Ребятишек было 15 человек. …У каждого ребёнка своя кроватка, матрасик, подушка, клеёнка, тёплое одеяльце, везде чистое бельё, в комнате много света, воздуха. Каждый ребёнок имеет 4 отдельных от других соски. (Все служащие яслей в белых халатах, приветливы с детьми, спокойные и трудоспособные).

Осмотрела я молочную кухню. На плите в больших кастрюлях кипятилось молоко, тут же часть молока стерилизовалась. Бутылочки для молока тщательно мылись и около стены, в полке с круглыми отверстиями, вставлялись открытым концом вниз, ни капли воды не оставалось на стенках посуды.

Осмотрела комнату для врача, который каждый день приезжает в известные часы в ясли для осмотра детей, взвешивает ребятишек, если дети теряют в весе, то врач даёт те или иные указания, в приёмной комнате врача находится и аптечка.

Перешла я в ясли для ползунов и ребятишек до 2-х лет, которые уже топчутся на своих неокрепших ещё ножках. Тоже чистота, свет, чистое бельё, отдельные кроватки. Дети бегали в догоняшки, двое играли в кубики, один малыш забрался в угол и с жадностью следил заиграющими, один сидел верхом на лошади – все весёлые, чистенькие, приятно ласкали глаз. В углу комнаты стоял стол – низенький, лёгкий, покрытый клеёнкой, кругом маленькие кресла, вся мебель была по силам детей, которые сами её убирали после еды.

Дальше я отправилась в приют для детей до 4–6 лет, помещавшийся в бывшем мужском монастыре. Дети были в саду. Для дневного приюта отведено было 3 больших светлых комнаты. Одна огромная для игр, другая – столовая, а третья – для тех детей, кто хочет тихих развлечений. В столовой также удобная детская мебель, кресла… детей было 38 человек. Посмотрела я, как дети кушают: на первое им дали суп из дичи, на второе – каша с маслом или сахаром. Аппетит у детей отличный, кушали хорошо и, видимо, досыта, у каждого своя небольшая деревянная чашка. Утром дети получают чай с молоком, сахаром, на завтрак – кашу или ватрушки с ягодой, творогом, морковью и всегда молока 1 кружку. Потом обед из 2 блюд и кружка молока, перед уходом домой – чай с молоком, сахаром и хлебом, на воскресенье – молока 2 кружки выдают на дом, чтобы не нарушать питания детей, так как дома у детей хуже питают, чем в яслях…

Выдают детям шоколад, пряники, балуют их какао…

…Так живут дети в Советской России ещё при трудных экономических условиях. Пусть все, у кого есть вражда к новому – сомнения, сходят в детские уголки и посмотрят, как бережёт и заботитсясоветская власть о детях».2

Вот к чему должны были стремиться и другие детские учреждения! Вот что тогда принималось за образец! (Правда, есть подозрение, что многие его черты сложились ещё при «буржуазном строе». Ведь, судя по всему, «детский дневной приют» на Монастырской улице – это в совсем недавнем прошлом детский сад Натальи Андреевны Тихонравовой, основанный ещё в 1901 году…)

__________________________________________________________________________________________________

[1] В прессу попало замечание одного из томичей, что в городе есть избранные детские учреждения, в которые по какой-то причине находились в плане снабжения в более привилегированном положении, нежели другие. – Власть нуждалась в «образцовых» заведениях? Особые личные (взаимовыгодные?) контакты руководителей учреждений с руководителями органов власти?

[2] Одна из работниц. Детская жизнь // Знамя революции. 1920. 20 июля.