Сибирь 1920 года иногда напоминает огромный переполненный вокзал, где в разные стороны движутся потоки людей, проталкиваясь сквозь толпу или застревая в ней, обходя чемоданы и узлы «старожилов», обтекая путешественников, замерших у табло с расписанием в ожидании своего рейса. Смешение лиц, языков, народов, выходцев с востока и запада страны, иностранных «подданных»…
Последних в Сибири в 1920 году было немало. Большая часть иностранцев попала в наши края в качестве военнопленных Первой мировой войны. Для их размещения на окраине Томска были оборудованы особые лагеря. Так, около станции Томск-2 был расположен целый городок для пленных чехов: улицы – рельсы, дома – вагончики-теплушки. Но режим у узников, судя по всему, был не строг. Пленные ходили по городу, работали в ремесленных мастерских, на других предприятиях, у них перенимали умения, навыки, знания… А ещё иностранцы сыграли заметную роль в военно-политической жизни Сибири в 1918–1919 годов, встав по разные стороны баррикады в ходе начавшейся в России гражданской войны.
Значительная часть чехов (хотя и не все поголовно) оказалась в составе чехословацкого корпуса, на штыки которого опирались антисоветские правительства на востоке страны: Комуч, Уфимская Директория, Временное Сибирское правительство, правительство Колчака. В составе 2-й Сибирской белой армии была сформирована польская дивизия. Её участники не были военнопленными Первой мировой. Они либо жили в Сибири ещё до революции, либо были эвакуированы из Царства Польского во время мировой войны. В декабре 1919 года польская дивизия была разбита под станцией Тайга в ходе сражений с 27-й дивизией Красной армии…
Но многие иностранцы, бывшие военнопленные, проникались в России революционными идеями и вступали в РСДРП(б)/РКП(б). О коммунистах из числа военнопленных до сих пор напоминают названия некоторых томских улиц – Интернационалистов, Ференца Мюнниха, Бела Куна (венгерские коммунисты, жившие в Томске в 1917–1918). К слову сказать, большая часть венгров, или мадьяр, как их тогда называли, перешла на сторону Советов. Неудивительно, что, как только советская власть восстановилась в нашем городе, комендантом города была открыта запись добровольцев в отряд мадьяр-интернационалистов, был сформирован Томский интернациональный отдельный стрелковый батальон войск внутренней охраны республики. В Томске 1920 года существовала особая иностранная секция РКП(б). Коммунистами-интернационалистами создавалась газета «Die neue Zeit» («Новое время») со статьями на немецком, венгерском языках; устраивались лекции по социальным и научным вопросам. На революционных митингах (например, в «Интимном» театре 15 февраля) звучали речи опять же на венгерском и хорватском языках…
Отметим ещё пребывание в Томске в 1920 году поляков, эстонцев, латышей, литовцев – бывших поданных Российской империи, которые стали «иностранцами» после распада империи и образования национальных государств. Имевшиеся среди них коммунисты организовывали также свои национальные группы в РКП(б), вели агитацию среди земляков.
Создавались также и внепартийные национальные объединения. До революции свои национальные/конфессиональные организации имелись у поляков (католиков), немцев (лютеран), евреев (иудеев), татар (мусульман). В Томске 1920 года эта традиция была продолжена, хотя только отчасти. Поляки организовали польский рабочий дом («Dom polski robotniczy») с национальными библиотекой и театром, студенческое землячество «Ognisko».1 Латыши создали своё кооперативное общество потребителей, имели хор. Эстонцы концентрировались вокруг общества «Tēēline», ставившего спектакли на эстонском языке.
[1] См. также: Поляки в Сибири: архивные документы // Мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД».