19 марта исполняется 163 года со дня рождения Владислава Станиславовича Пирусского – врача, педагога, внёсшего весомый вклад в развитие физкультуры и спорта в Томске. Работая томским окружным врачом, ординатором факультетских клиник Томского университета, преподавателем, он активно содействовал организации лечебно-оздоровительных учреждений, пропагандировал важность гигиены труда, здорового активного отдыха, физического воспитания подрастающего поколения. По инициативе Владислава Станиславовича в 1896 году в Томске было основано Общество содействия физическому развитию (ОСФР), призванное, по словам Пирусского, «развивать в людях умственную и физическую подвижность». С 1898 года Общество во главе с Пирусским приступило к организации загородных оздоровительных лагерей для больных и ослабленных детей, прежде всего из бедных семей. В 1913 году в Томске был построен Дом-манеж ОСФР и открыты первые в Сибири курсы гимнастики для детей и взрослых.
Таким образом, к началу социалистических преобразований в городе уже существовала база для претворения целей и задач, поставленных новой властью в области развития физкультуры и спорта. Несмотря на множественные трудности времени, доктор Пирусский получил возможность для осуществления своих планов. В начале 1920 года он возглавил школьно-санитарный отдел при Томском губернском исполкоме, ведающий делом здоровья детей в школе и в детском саду. Вновь назначенный глава школьно-санитарного отдела знаменитый томский доктор на страницах местной газеты делился своими планами. Дадим ему слово.
«Оздоровление быта школы теперь особенно трудно. Школьная жизнь изуродована общей разрухой. Поколения, воспитанные в духе состязания и борьбы за личный успех, ринулись друг на друга и проявили варварство беспощадное. Шесть долгих лет открытой борьбы в мировом масштабе и разруха в жизни народов – утомили волю и силы всех.
…Для воспитания и образования народной массы в России делалось так мало правителями, что предстоящая работа представляется неодолимой. Невежество в деле здорового воспитания у нас почти огульное; поэтому и физическая неумелость, болезненность детей и смертность их преувеличены, как нигде в Европе.
…Надо воспитывать всех детей, надо культивировать "всего ребенка". Необъятность работы не пугает, так как народ сам заботится теперь о своих детях. Их здоровье, обучение, их развитие составляют основные задачи культурного воспитания.
…Трудовая школа должна использовать все средства, развивающие подвижность организма учащегося от 7 лет и дальше в целях подготовления его к социально-трудовой жизни и в целях приспособления к сопротивлению вредоносным влияниям среды.
Трудовые занятия, физические упражнения, игры, тренировка защитных функций организма в школе, дома и вне их требуют создания целой армии руководителей, техников и инструкторов для обслуживания растущего населения города и уезда.
…Все начатые разработкой задания требуют участия в их решении того кадра квалифицированных сил, которыми подотдел не располагает теперь».1
Пирусским также ставилась задача устройства особых школ, трудовых колоний, лечебно-учебных станций для «умственно, нравственно или телесно расстроенных» и ослабленных детей. Другая цель – организация детского летнего отдыха в загородной зоне, «где природа даёт много для здоровья: в горы, в лесистые места, в степи, на минеральные озёра и вообще в здоровые местности». Решение обеих этих задач со временем нашло своё воплощение.
В июне 1920 года для преодоления кадрового голода под руководством В.С. Пирусского сначала были организованы курсы физической культуры, а в октябре этого же года Сибревком принял постановление об организации в Томске первого за Уралом Института физической культуры.
Владислав Станиславович занимался разработкой и внедрением в практику оздоровления пациентов лечебного движения (мототерапия), врачебной гимнастики, массажа. В 1925 году он возглавил отделение мототерапии Томского физиотерапевтического института. В 1932 году яркий организатор оздоровительного дела переехал в Иркутск для проведения консультаций в открытом там отделении этого института. Именно здесь через несколько месяцев, в марте 1933-го, и завершился жизненный и трудовой путь доктора и педагога Пирусского.
[1] Знамя революции.. 10 февраля 1920 года.