Эскиз декораций для балета «Пульчинелла» Игоря Стравинского. Художник Пабло Пикассо. Париж. 1920 год (источник изображения: picassolive.ru/)
Отвлечёмся ненадолго от весеннего революционного Томска и перенесёмся во Францию. 15 мая 1920 года в Париже на сцене знаменитого театра Гранд-опера состоялась премьера одноактного балета Игоря Стравинского «Пульчинелла» в исполнении знаменитой труппы «Русский балет» Дягилева.
Спектакль стал не только одним из примечательных проявлений «серебряного века» русского искусства, но и европейского модернизма («современное искусство», как мы знаем по рассказам «Век Back», имело почитателей и среди любителей литературы, живописи в Томске).
Либретто создавалось объединёнными усилиями бессменного лидера и организатора «Русских сезонов» Сергея Дягилева, композитора Игоря Стравинского, хореографа Леонида Мясина, а сценографом, т.е. создателем декораций и костюмов, стал… Пабло Пикассо.
Жанр спектакля оказался синкретическим – он был определён как балет с пением. Стравинский сочинил его по мотивам традиционной итальянской комедии дель-арте с его главным героем – плутом Пульчинеллой, «родственником» русского Петрушки.
Ещё одна интересная особенность этого спектакля – он отрыл «неоклассический период» в творчестве Стравинского. В «Пульчинелле» использовался не только сюжет найденной в Неаполе рукописи комедии XVIII века, но и фрагменты старинной музыки. В библиотеке консерватории в Неаполе, в лондонских библиотеках Дягилев и Мясин скопировали фрагменты и целые произведения принадлежавшие, как считали друзья, перу композитора того же XVIII столетия Джованни Баттисте Перголези. Правда, позже оказалось, что не вся вдохновившая создателей «Пульчинеллы» музыка принадлежала последнему: были там и произведения Унико Виллема ван Вассенара, Карло Игнацио Монца… На основе фрагментов из произведений и была соткана изысканная музыкальная ткань балета… «Пульчинелла» и в наше время периодически появляется на разных сценах мира.