Татарская передвижная драматическая труппа. Почтовая открытка. Российская империя. 1910-е годы (из фондов ТОКМ)
Летом 1920 года в Томске среди серии губернских конференций различных профессиональных союзов состоялась конференция профсоюза работников искусств (как тогда сокращали – рабис). Началась она 15 августа.
Искусство в эпоху лихолетья – что оно значило для томичей? Это, прежде всего, – глоток жизни на фоне всех тягот, разрухи и смертей, круживших над сумрачным послевоенным Томском. Это надежда на рождение нового, лучшего, как тогда многим думалось, мира. И это жизнеутверждающее дыхание дарили горожанам люди искусства. Бытие культуры в Томске 1920 года было пропитано энергией её деятелей и характеризовалось оживлением (во всяком случае, такое впечатление складывается по публикациям в «Знамени революции»).
Но ситуация, тем не менее, была далека от радужной. Даёт об этом понять даже крайне скупой очерк о работе губернского профсоюзного «собрания» рабис.
В губернскую столицу добрались делегаты из Новониколаевска, Боготола, Щегловска. Томск же выставил 10 представителей от тысячи членов союза (немало для Томска того времени). Продолжалась действо три дня. Разворачивалось оно в главном приспособленном для этих целей здании Томска – в клубе имени Н.Н. Яковлева. Были и приветственные речи, и доклады с мест, и прения, и выступления по наиболее острым вопросам, и принятие резолюций.
В целом конференция высказала удовлетворение работой томского правления, сумевшего, «несмотря на все трудности, создать мощную организацию», и поручила будущему правлению профсоюза «проводить в жизнь все декреты и постановления советской власти», а также «наладить связь с уездами, установить в среде членов строгую товарищескую дисциплину и проводить неустанно культурную работу в среде рабочих и крестьян».
Были отмечены и трудности переходного периода – отсутствие связей с «центром», наличие «естественных трений в период организации» союза, слабость контактов профсоюза с учреждениями наробраза. Но этот переходный период, мол, уже миновал, и работа пойдёт «быстрыми шагами к успехам. Необходимы лишь средства. Деревня и рабочие крайне нуждаются в духовной пище, и помощь должна быть организована немедленно».
Да, недостаток средств, в том числе на поддержание существования и работоспособности членов рабис, – эта проблема то и дело всплывала в докладах и прениях участников конференции. Вот докладчик по тарификации работ убеждает присутствующих, что в этом деле «нужно следовать указаниям»,что не стоит добиваться повышения заработков, а то ведь и цены на рынке сразу подскочат, причём непропорционально росту жалованья. А после выступления дирижёра Маломета по вопросам охраны труда конференция вынесла резолюцию о необходимости принятия всех мер к снабжению работников союза «своевременным получением жалованья», продуктов питания, производственной и спецодежды (концертных костюмов?), к обеспечению «законного отдыха» и отпусков, к улучшению условий труда в предприятиях, к обеспечению в случае смерти или увечья, к проведению в жизнь декрета о непривлечении к тяжёлым работам некоторых категорий работников союза в целях сохранения их трудоспособности. (Уважаемые коллеги, читая новости столетней давности, не посещает ли вас порой чувство дежавю?).
Пополнение средств союза и привлечения внимания к рабис подвигло деятелей профсоюза в день открытия губернской конференции организовать в Томске «День рабис» или, как ещё называли это мероприятие, «День артиста».
В театрах, кинематографах, в городских садах прошли концерты, спектакли (в том числе еврейской и «мусульманской» трупп). День артиста прошёл с успехом: несмотря на повышенные цены зрительные залы были переполнены.
Программа «Дня артиста»
С 15 августа во 2-м Советском кинематографе – «Подлец» (кино) в 4-х частях, концертное отделение в пользу работников искусств.
Городской сад – гулянье, симфонический концерт и вокальное отделение.
Сад «Буфф» – концерт, спектакль и гулянье.
Пушкинский сад (пристань) – гулянье, оркестр военной музыки.
Театр музыкальной комедии – опера «Русалка» (полностью).
Клуб имени Н.Н. Яковлева – пьеса «Хозяйка гостиницы» в 3-х действиях и большой концерт..
Эвакопункт (клуб) – спектакль мусульманской труппы «Хат булгатды» («Путаница с письмом») и «Артист». Концерт на мусульманском и русском языках.
Театр им. Карла Маркса – спектакль еврейской труппы «Содом и Гоморра». Пьеса в 4-х частях Вольмана.
1-й и 2-й советские кинематографы: новые программы и концерты
Начало гуляний в садах в 6 час. вечера, спектаклей в 9,5 час. вечера.
Профсоюзное удостоверение дирижёра М.И. Маломета, члена союза работников искусств. Томск. 1920 год (из фондов ТОКМ)
Фрагмент фильма «Алексей Кривченя»: ария мельника из 1-го действия оперы А. Даргомыжского «Русалка». Исп. Алексей Кривченя. СССР.1964 год (источник)
Артист Юдалевич из театральной студии И.Г. Калабухова. Томск. 1918–1922 годы (из архива ТОКМ)1
__________________________________________________________________________________________________________
[1] См. также публикацию на сайте ТОКМ: 27 марта – международный День театра ; Возможно ль не любить театр ?!