Город Томск – динамично развивающийся мегаполис Сибири. Туризм и отдых в Томске и Томской области, уже в силу расположения культурно-исторических памятников, опираются на единство их комплементарных ролевых дифференциаций: таких наиболее общих, например, как древность, старина, новодел и, кончено-же, на разнообразную в своей первозданной чистоте и скромности сибирскую природу Обь-Томского междуречья. В Томске более двух тысяч деревянных домов. Среди этих достойных созерцания созданий материальной культуры города, наиболее любопытное туристу содержание являют шедевры деревянного вида зодчества: «Дом с драконами», «Дом с жар-птицами», «Дом с шатром», особняк С.В. Хомича, лютеранская церковь Святой Марии и среди них – наиболее значимая историческая достопримечательность, восстановленная в 2004 г., – Спасская башня и многие другие.
Спасская башня, венчающая обрывистый холм южного мыса Воскресенкой горы на правом берегу реки Томи, – символ основания города. По распоряжению Бориса Годунова, здесь 25 марта была основана, а 7 октября 1604 года закончена строительством деревянная крепость. Внутри крепости располагались дом воеводы, Троицкая церковь, съезжая изба, денежно-пороховая казна и амбар. В окрестностях, возделывая государеву пашню, быстро росла, развивалась и увеличивала свою интенсивность жизнь. С тех пор календарная дата 7 октября 1604 года признана днём рождения города Томска.
Немало культурных памятников и вызывающих удивление диковинных созданий природы можно встретить также и на просторах Томской области. Добраться до них из Томска и вернуться назад на автомобиле можно за один день.
Памятников Древнерусского деревянного зодчества в Томской области практически не сохранилось. Лишь один из них смог выжить, преодолев воздействия исторического времени (подчеркнём, – исторического времени, а не физико-географического). Это – Православная Церковь святых Апостолов Петра и Павла, построенная в середине XIX столетия в небольшом селе Нагорный Иштан. И это всё.
Отрадно, однако, что сегодня в Томском крае есть люди, свято любящие свою землю и радеющие о неугасании в памяти современников её истории и красоты. Словно с помощью машины времени, они возвращают исторические памятники прошлого в наше время: реставрируют старые, по их образцам строят новые, органично вписывая их в городской, поселковый и природный ландшафт, увязывают их с нашей обыденной действительностью, украшая и облагораживая прозу жизни. Восстанавливая стёртые временем знаковые элементы материальной культуры, заботясь о воспитании и о приумножении наследия для наших детей и внуков, эти крепкие люди с истинно сибирским волевым характером, прилагают немало усилий и личных денежных средств, чтобы освежить глубоко лежащие в нашем коллективном бессознательном и представить сознанию архетипические образы любимой нами Красавицы Сибири.
Взять хотя бы Семилужный казачий острог – заставу на знаменитом Иркутском тракте, появившуюся в начале XVII века. Время её не пощадило, стерев с лица земли. Однако в 2009 году благотворитель и энтузиаст Владимир Ильин на собственные средства восстановил бытовое убранство старинной казачьей заставы вплоть до мельчайших деталей. То же можно сказать и о старинной Мечети, что стоит у озера Кирек в одноимённой деревне. Вода озера – чистейшая, тёплая, а водная гладь, в зависимости от времени дня и солнечного света, местами, как на известных этюдах Клода Моне, обильно пестрит разноцветными кувшинками. Жителей в деревне Кирек немного, в основном, дачники, которые приезжают только на лето. Деревня славится именно своей Мечетью, которую возвели на месте старинного её прообраза на свои средства сами местные жители. Кругом тайга и глубочайшая тишина.
Вот и сегодня, в 60 км от Томска, в д. Нащёково Шегарского района Томской области строится и в скором времени станет местом Славы Божией, дворцом Царя Небесного, восьмикупольный Православный Храм в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками). Первообраз (оригинал) этой иконы, находящейся в Санкт-Петербурге, в 1998 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил именовать «Санкт-Петербургской иконой Божией Матери». Список этого чудотворного образа святыни Храма в д. Нащёково пока гостит в с. Мельниково в Храме Смоленской иконы Божией Матери. Храм в д. Нащёково создаётся в строгом соответствии канонам Древнерусского деревянного зодчества. Инициаторы строительства – геолог Фёдор Лазарев и его супруга Людмила. На протяжении шести лет они являются главными распорядителями и спонсорами созидания Храма.
Замысел и проект Дома Божия, по благословлению митрополита Томского и Асиновского Ростислава, созданы и осуществляются Николаем Ивановичем Ушаковым. В этом благом деле ему помогает сын Антон и друг - Алексей Филимонов.
Первые упоминания о поселении, где ныне располагается д. Нащёково, обнаружены в архивных документах 1831 года. К этому времени Томск уже был губернским городом. По-видимому, в это же время, в связи ростом грузовых перевозок, на левом берегу высокой надпойменной террасы реки Оби, откуда открываются и манят бескрайней далью просторы междуречья Оби и Томи, на расстоянии одного дня пути от Томска появились первые жилища, где могли найти приют от непогоды и остановиться на отдых путешествующие из города или в город купцы, деловые люди и государевы слуги. По преданию, название села Нащёково связано с прозвищем местного жителя из рода Сваровских, – Однощёкий, прозванного так за увечье, нанесённого ему медведем на охоте. В 1880 году Сваровские приобрели здесь земли.
1 января 2020 года в д. Нащёково числилось 676 человек. Жители села работают на предприятиях райцентра Мельниково, на «Межениновской птицефабрике», обрабатывают личные огороды. История д. Нащёково похожа на другие истории российских деревень. На фронтах Великой Отечественной войны воевало более полусотни жителей Нащёково. Многие из них за храбрость и отвагу награждены орденами и медалями; многие с войны не вернулись. Среди награждённых надо отметить моряка Василия Ивановича Богданова (1914–1991) – кавалера редкой награды: медали святого и праведного Феодора Ушакова. Эта медаль заслужена Богдановым за отважные и умелые действия на торпедном катере во время отражения атаки немецко-фашистских подводных лодок в 1944 г., при сопровождении транспортного каравана из Англии в г. Архангельск. В память об односельчанах, уничтоживших в составе Советской армии гитлеровских захватчиков и спасших Отечество от фашистской чумы в войне 1941–1945 годов, строителями решено: когда Храм будет достроен, то на одном из почётных его мест, в знак сыновней любви и признательности, будет закреплена мемориальная доска, на которой золотом впишутся имена воинов-победителей д. Нащёково – героев-фронтовиков. Из людей младших поколений, надо отметить родившегося в д. Нащёково, Сергея Белова, – легендарного баскетболиста – капитана сборной СССР, олимпийского чемпиона, а также советского учёного физика-ядерщика члена корреспондента РАН Сваровского Александра Яковлевича, ныне здравствующего и проживающего в г. Северск на заслуженном отдыхе. Многие нащёковцы в Советское время были удостоены наград за трудовые успехи.
Как мыслят инициаторы строительства, жизнь их односельчан в скором времени украсит и окропит духовной благодатью Православный – о восьми куполах – Храм в стиле Древнерусского зодчества. К сожалению, сказать точно о времени завершения строительства Храма невозможно. Как многие прозаичные и даже достойные забвения мирские вещи в этом дольнем мире не могут обрести существования, нуждаясь для этого в денежных средствах, без наличия которых их бытие немыслимо, так и сакрально значимое, символизирующее горний мир, материально-образное выражение присутствия Бога среди верующей общины – Храм.
Научный консультант, архитектор и специалист по Древнерусскому деревянному зодчеству Е.А. Ополовникова любила повторять: «Как икона – богословие в красках, так и русское деревянное зодчество – богословие в формах». Учителем русских зодчих была Природа. Внимая звучащему в родной природе Божественному очарованию, русский человек в унисон ему обустраивает свою землю и строит Храмы. Более того, Древнерусская архитектура является зримым отражением русского языка. Она не только «застывшая музыка». В ней явственно слышится русская речь и видится, словно в пушкинской поэзии, «бытие, обретшее голос» (С.Л. Франк). Русское деревянное зодчество самобытно, оно не имеет аналогов в мире, в отличии от архитектуры каменной. Оно, как ничто иное, выражает русский характер и дух и имеет колоссальное значение для сохранения самосознания народа, будучи рождено на русской земле, русским человеком, который и сам формировался вместе с ним и под его влиянием.
Новый Храм Православный на томской земле станет источником возрождения удивительно прекрасного и романтического по своей сути искусства Древней Руси на всём пространстве томского края. Уже сегодня, по свидетельству многих очевидцев, даже скованный денежным голодом, а потому лишённый движений творческой руки мастера, Храм производит своего рода благотворный переворот в умах созерцающих этот небольшой по размерам, но впечатляющий по замыслу и исполнению проект, воскрешающий в нашей памяти мечты и чаяния Православных народов Сибири.
По завершении строительства, Храм, действуя во Славу Божию, взращивая тучность земли томской, рассеевая вокруг себя прекрасное, доброе, вечное, явится одной из драгоценных жемчужин первой величины среди культурных институтов и памятников окрестностей Томска, заботливо возводимых за счёт личных средств талантливым, щедрым и трудолюбивым народом края. Дело тормозит вышеупомянутая причина. Инициаторы строительства твёрдо верят, что начатое ими Соборное дело, откроет сердца людей настолько, насколько они открыты для общей всем нам заботы о наших наследниках – детях, по отношению к которым наш долг состоит в том, чтобы оставить им наследие наших предков – собранную в одну точку и сосредоточившуюся в сердце религиозность – удвоенным. Кто решит помочь строителям, тот, обратившись к сайту «Чудотворной иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” (с грошиками) в д. Нащёково Шегарского района Томской области», найдёт исчерпывающую для коммуникации информацию www. fondcxh.ru
Турист, пожелавший осмотреть Храм в стиле Древнерусского зодчества, выехав из Томска в сторону д. Нащёково, на своём пути увидит р. Томь с крутыми берегами, сибирский лесной бор с корабельными соснами вблизи села Тимирязево, городок деревянных поделок, в котором проводятся международные праздники Топора, а также полноводную красавицу р. Обь.
Заметку подготовил Иван Сидоров. 25–30 января 2022 г. Невский Пятачок – Дорога Жизни