Как известно, в 70-х годах личный автомобиль представлял собой недосягаемую мечту. И деньги тут не играли главной роли. Нужно было получить право на приобретение автомобиля — выстоять очередь, быть передовиком производства, большим начальником или иметь блат . Моторные лодки не обладали всеми этими недостатками (кроме талонов на бензин). Достаточно было денег. При весьма приемлемой цене на бензин АИ-72 в 7 копеек за литр (в 1976 году), покупка и эксплуатация моторной лодки была вполне доступна. Каждый советский завод обязан был, помимо основной продукции, выпускать товары народного потребления. Моторные лодки выпускали авиационные заводы. Чкаловский в Новосибирске — «Обь», Казанский — «Казанка», Комсомольский-на-Амуре — катера «Амур» (запрещались к продаже частным лицам). Лодки эти, невероятно крепкие, служат до сих пор. Лодку и мотор можно было купить в магазине «Спорттовары» на Карташова. Не без проблем, но можно было. Всё это породило в Томске огромное по размеру и значению водномоторное движение.
Нашу первую в семье лодку в половодье принесла на берег Обь. Это была классическая дощанка — лодка того вида, которые в наших деревнях делали с не знаю каких времён. Полузатопленная, с разбитым льдом бортом. Мой отец восстановил её, установил двигатель «Ветерок-8», а поскольку на её борту ножиком было нацарапано «Люся + В…» (дальше неразборчиво), окрестили её «Люся В». С тех пор «Лодочная эпопея» в нашей семье не прекращается.
В 1976 году мой папа, вдохновившись плаваниями на дощанке, решил купить нормальную лодку. Выбор, что удивительно, был большой. Долго обсуждали достоинства и недостатки разных моделей. У нас уже была куча знакомых лодочников и каждый, естественно, считал, что его лодка самая-самая.
В итоге решили, что нам нужен достаточно большой, килеватый «пароход» с ДУ. Выбор остановили на «Казанке-5» и моторе «Вихрь-25». («Тридцаток» не было ещё).
Зиму перед навигацией лодка пролежала (дико по нынешним временам) во дворе. В целости и сохранности. Поскольку с завода лодка пришла в оранжевой окраске, к ней прилепилась кличка «Фокси».
Навигацию 1977 года мы открыли на Томи. То, что Томь — пожирательница винтов мы поняли сразу. Но какие открылись просторы! Никакая машина не даст той свободы, которую даёт моторная лодка. Однажды мы стояли на Зыряновском острове, напротив Тахтамышево и насчитали напротив больше двухсот машин — машина, коврик, машина, коврик. И музыка орёт. А потом нам открылась Обь… Рыбалка, ягода, грибы и пески, пески, пески…
Невероятная популярность баз отдыха в «Киреевске» (а это 8 киломеров баз отдыха по берегу) и расцвет дачного строительства в Половинке вызвал к жизни такое явление как «Конвойные» лодки. Это не официальное название, я даже не знаю, было ли у них какое-то общее название.
Чем лодка отличается от автомобиля в плане свободы владения? Лодку можно покрасить, как хочется. Поставить какой угодно двигатель. Лодку можно «перепилить» — построить на ней рубку, например, поставить 2 двигателя вместо одного, и много чего ещё можно сделать. Даже подводные крылья привинтить можно. Вот она — свобода творчества:)
Так вот, появилась необходимость гонять своим ходом лодки из Томска в Киреевск (Половинку, Кожевникво и т. д.), что вызвало волну переделок обычных лодок в «конвойные». Задача простая: запас топлива хотя бы на 6 часов хода. Стандартный бак обеспечивал 2 часа. Укрытие. Тент или рубка. Скорость. Это уж у кого денег хватало.
Обычная лодка в перегруз, еле вылезая на глиссирование, шла до Киреевска 6 часов. На классическую «Конвойную» ставили 2 двигателя по 20-25 и 30 л.с. (по мере появления в продаже). По стандартному маршруту Томск — Иштанская протока — Гнилая протока- Обь и далее можно было доскакать до Киреевска за 4 часа. По уродской песчаной дороге на Киреевск на машине те же 3-4 часа. Если автобус толкать не придётся.
Народное техническое творчество расцвело с невиданной силой. Для примера «Конвойника» даю описание лодки «Волна» (есть на фотографиях). 2 двигателя по 20 л.с., лобовое стекло от Москвича, приборный щиток ( а на стандартных лодках их не было вообще) от Москвича, сектор газа от Волги-21 на руле, 2 бака под передними креслами по 40л. Авиационные часы.(!) И стиль.
Очень красивая лодка была :). А в первой жизни это был «Прогресс-М».
На нашей лодке была перепилена корма под баки 4х20л. + полный комплект приборов, зеркало заднего вида (чтобы нас «Ракета» не раскатала), тент тоже сильно перешитый. Собирались ставить рубку (бока — стёкла от троллейбуса (не знаю, где украли), крыша — дюраль. Фара была от пожарной машины. Хотя на воде это тема неправильная.
Моторы были хреновые, старались гонять лодки парой. Тот же «Вихрь-25» страдал от того, что у него отламывались конденсаторы в системе зажигания. А стояли они под маховиком. Это пол мотора надо разобрать, чтобы сделать. Раз видел, как незакреплённый после ремонта маховик при запуске улетел метров на пятьдесят в реку. Человек, которому удалось привинтить «сапог» обратно к двигателю, попав тягой редуктора куда надо и совместив с чем нужно резиновую втулку в системе охлаждения достоин орденов и медалей. И большого человеческого сочувствия.
Возили с собой кучу запчастей. Возили даже медный паяльник и сухое горючее, чтобы его греть. Ну и 3-4 винта и кучу шпонок, естественно.
Если не говорить о технике — вся дорога по реке — сплошное наслаждение. Томский порт, самый большой в Обском пароходстве, Томск-7, которого нет на карте :), Иштанская протока с невероятно красивой церковью на горе, Гнилая протока, которая образует Поганый остров. Я в детстве искренне считал, что там Баба Яга живёт.
Лес, песок и полная дикости природа.
Вся эта субкультура, всё это движение умерло практически в один день. В 1984 году (если я правильно помню) цена на бензин АИ-76 выросла до 30 копеек за литр. При расходе горючего у двигателя «Вихрь-30» в 11 литров в час… весь наш флот просто лёг.
Когда в 1977 году мы завели в семье лодку, встал простой вопрос — где её хранить? Выбор был простой — лодочная станция «В конце Учебной». Там уже были все наши знакомые лодочники, так что проблем поставить туда лодку не было. Это была настолько популярная парковка, что к 1984 году ( год, когда умер весь частный флот), насчитывалось, по общему мнению, до 1000 лодок.
В 70-80х годах стоянка была сосредоточением современной технической мысли. Обмен опытом по эксплуатации тогдашних (довольно ненадёжных) подвесных двигателей, переделка лодок, опыт перегонов, частные катера и много чего ещё. Это было неописуемое сообщество. Как известно, что в реку упало — то пропало. Если просеять грунт на этой лодочной станции, можно добыть невероятное количество гаечных ключей ( хром-ванадий на 12, 14 и 16, свечных :)))) и свечек) и, конечно, лодочных дюралевых винтов.
Для начала мы притащили туда какой-то электрошкаф, в который входил мотор, пара баков и вёсла. Потом расширили его до «Полугаража», а потом появился, сколоченный из чего попало, сарай на склоне.
Эта лодочная станция…. Этот «Шанхай», представлял из себя невероятное сборище сараев и людей с общими лодочными интересами. Конвойники уходили по пятницам на Обь, кто-то ходил по Томи вверх ( я раз в 1990 году ходил до Кемерово), а вообще, народ мог никуда и не плавать, просто жарить шашлыки на станции. В какой-то момент там стали строить двухэтажные сараи, потом рубленные дома.
Во времена «Перестрйки» и в «Святые девяностые» большинство лодок нашли свой последний приют в пунктах приёма металлолома. Сараи и гаражи были полностью разграблены.
Появление нормального качества надувных лодок и японских подвесных моторов избавило нас от необходимости пользоваться этой стоянкой.
Очень жалко, что Томск, речной на самом деле город, до сих пор не имеет нормальной набережной и лодочной стоянки.