Проекты / Проект «Раскроем карты, господа» / Истории с географией

Поездка в Мурочинский дацан

20 / 21

Мурочинский дацан считается самым старым буддийским храмом России. Мурочинский дацан имеет много названий – Чикойский (на реке Чикой), кяхтинский (потому что в Кяхтинском районе), Балдан Брэйбун (Совершенное собрание плодов), а когда-то он назывался Цонгольским. Находится он в селе Мурочи, на одном из холмов, живописно поросшем ильмами.

Однако с возрастом храма всё не так просто. Первоначальный Цонгольский дацан был основан в 1741 году – как юрта для служб, а деревянное здание было построено в 1746 году в 25 км отсюда. Причём его основателем (а заодно и буддизма в России) стал один из самых почитаемых лам Бурятии – первого Пандито Хамбо Лама Заяев. В 1760 году был заложен фундамент нового каменного храма.  Дацан начало затапливать, и в 1912 году его решили перенести. Место выбрал другой крайне почитаемый лама – XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов (он является перерожденцем Заяева). Он же определил, что эта гора является местом обитания божества Арьябало (Авалокитешвары). В 1930-е годы, во время советских гонений на религии, лам выгнали и расстреляли, имущество храма конфисковали, а в 1950-е храм вовсе разобрали (причём по легенде, грузовики, которые вывозили камни с горы, в начале пути без причин сломались). Нынешнее каменное здание простроено в 1992 году, рядом с фундаментом старого храма.

Благодаря организаторам конференции «История, наследие и современность Кяхты: динамизм России, Китая, Монголии и Японии» удалось съездить в буддийский храм – Мурочинский дацан. Поскольку я занимаюсь Восточной коллекцией, большую часть которой составляют предметы и фотографии, имеющие отношение к буддизму, увидеть действующий храм было очень важно. К тому же, некоторые наши предметы и фотографии «родом» как раз из Забайкалья.


15 сентября 2018 года наш микроавтобус тронулся в сторону реки Чикой. Именно здесь возведен Мурочинский дацан, считающийся самым старым буддийским храмом России. Мурочинский дацан имеет много названий – Чикойский (на реке Чикой), кяхтинский (потому что в Кяхтинском районе), Балдан Брэйбун (Совершенное собрание плодов), а когда-то он назывался Цонгольским. Находится он в селе Мурочи, на одном из холмов, живописно поросшем ильмами.  Однако с возрастом храма все не так просто. Первоначальный Цонгольский дацан был основан в 1741 году – как юрта для служб, а деревянное здание было построено в 1746 году в 25 км отсюда, причем его основателем (а заодно и буддизма в России) стал один из самых почитаемых лам Бурятии – первого Пандито Хамбо Лама Заяев. В 1760-м году был заложен фундамент нового каменного храма. Дацан начало затапливать и в 1912 году его решили перенести, и место выбрал другой крайне почитаемый лама — XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов (он является перерожденцем* Заяева). Он же определил, что эта гора является местом обитания божества Арьябало (Авалокитешвары). В 1930-е годы, во время советских гонений на религии, лам выгнали и расстреляли, имущество храма конфисковали, а в 1950-е храм вовсе разобрали (причем по легенде, грузовики, которые вывозили камни с горы, в начале пути без причин сломались). Нынешнее каменное здание простроено в 1992 г., рядом с фундаментом старого храма

*Перерожденец — буддийский святой, который перерождается снова и снова в разных людях. Буддисты
отмечают целые линии таких перерожденцев. Так, считается, что первые 5 перерождений Заяева жили в Индии,
следующие пять — на Тибете, а начиная с 11-го перерождения — проявляются в Бурятии.

Лама показывает старый фундамент храма. Между двух деревьев протянут шнур с молитвенными флажками типа «лунг-та», что означает «кони ветра». Их назначение – усиливать энергию живых существ, живущих в окрестностях, привлекать к ним удачу, процветание и благоденствие.

    В храмовый комплекс входят главное здание (цокчин) с площадью и курильницей, небольшие кумирни-дуганы, небольшие строения, более всего напоминающие беседки (под ними стоят барабаны-хурдэ и камень со священными надписями), за главным зданием – восемь реликариев-ступ. Также здесь порядком деревьев, на которые вешают подношения – ленты и хадаки. Сегодня некоторые храмы вводят правило делать такие подношения только из
хлопчатобумажной ткани, чтобы она не врезалась в кору дерева и быстро истлевала, однако на самом деле среди подношений больше всего шелковых полотен-хадаков и иногда можно увидеть такие предметы, как четки, наручные часы, кулоны. 

    Комплекс окружен забором, а зайти на его территорию можно через ворота. На их крыше стоит скульптурная композиция из двух газелей у Колеса Дхармы (первыми слушателями Будды Гаутамы были не люди, а газели), плоские Колеса Дхармы есть и на металлических воротцах.

    Бурятский стиль очень яркий (так и начинаешь думать, что людям, живущим в степи, хотелось разнообразия, но на самом деле та степь, что я видела, богата на краски). В голубых медальонах с красными краями – изображения 8 благородных символов: золотые рыбы, раковина, драгоценный сосуд, лотос, колесо Дхармы, знамя Победы, бесконечный узел (он же узел удачи), драгоценный зонт. Над ними находится ряд с красными бесконечными узлами, еще выше – ряд с Колесом Дхармы, пылающими драгоценностями, цветком и огненным мечом мудрости. На концах
коньков крыш – золотые головы драконов.

Ворота сзади

    Каменное главное здание – тоже украшено газелями, а на верхней крыше установлена скульптура, называемая ганджир и символизирующая сосуд с драгоценностями. Вообще есть традиция закапывать на месте будущего храма, перед его постройкой, сосуд-бумба. Вход в здание традиционно охраняют два льва-стража с зелеными гривами и хвостами.

    Из-за антирелигиозной политики Советского Союза, местные жители зачастую прятали реликвии, закапывая их под землю. Таких откопанных реликвий на территории храма две – курильница в виде зверя и камень с надписями.

     На обратной стороне надпись на санскрите «Ом мани падмэ хум» (самая известная, пожалуй, мантра). Сбоку от нее на тарелке – остатки благовония.

    Камень со священной надписью. Вообще верующим положено обходить вокруг храма по кругу (это называется «хоро»), и на пути расположены разные ритуальные объекты – это могут быть барабаны-хурдэ разных видов и форм, священные камни, колокола, ступы, скульптуры. Некоторые из них (как этот камень) положено обходить 1 или 3 раза, причем кто-то говорит, что читая мантры и молясь, а кто-то что загадывая желания.

Украшения карниза и фриза беседки – на одном из уровней живописно нарисованы пары
птиц.
Знак Калачакры (Колеса Времени) на стене храма.

     Главное здание, вид сбоку – можно увидеть строительные леса на верхнем этаже.  По краям нижней и средней крыш установлены скульптуры, называемые «жалцан» – знамена победы (Учения Будды). Также можно заметить строительные леса на верхнем этаже.

     В фотофонде нашего музея есть снимок под номером ФФ 3796/2 – главная кумирня Цугольского дацана. Этот дацан располагался в Агинском аймаке (Восточное Забайкалье, р. Олонь), снимок сделан в начале ХХ века (до 1910 гг.).  

    На снимке вы также можете разглядеть скульптуры «знамен» - на верхней крыше по бокам, и скульптуру с газелями. Барабан-хурдэ здесь находится внутри галереи храма, а не снаружи.

    Строительные работы до сих пор не закончены – главные ворота еще не раскрашены.

    Внутри главного здания нужно миновать небольшую комнату, чтобы оказаться в собственно храме. По центру стоят столы для лам в два ряда, покрытые клетчатыми лоскутными скатертями – это напоминание о лохмотьях монахов прошлого. У левого ряда – большой барабан. На переднем плане – обычный чайник с освященной водой, омыть руки и лицо из него может любой человек.

    Алтарь разделен на 5 ниш, в каждой из которых стоит крупная скульптура. В данном случае для изготовления изваяний используются ткань, гипс и краска. Следует отметить, что эта традиция тоже стара – в фондах нашего музея есть большая скульптура другого гневного божества, Хаягривы, из коллекции Полумордвинова М.А., только сделан он из необожженной глины. 
    Скульптуры располагаются в следующем порядке слева направо: Отоши (Будда Медицины), Пандито-Лама Заяев, Будда Шакьямуни (его престол самый высокий, что показывает, что и ранг его выше, чем у прочих), Цзонхава и богиня Тара.
    Самая известная легенда о синекожем Будде Медицины гласит следующее. Однажды Будда решил передать людям секреты медицины, но они не могли понять его слишком сложный язык. Тогда он создал семь подобных ему Будд, усадил их вокруг себя: они задавали вопросы, он отвечал, и люди вокруг смогли понять суть учения. Справа от него в стеллаже находятся священные книги в чехлах, которые достаются ламами в течение года по разным случаям. Алтарь украшен резьбой с изображением голов драконов, в верхней части – пылающая драгоценность, в нижней –
вишваваджра (скрещенная ваджра) с бело-красным знаком инь-ян.

    За скульптурой Пандито Ламы Заяева висит накрытый хадаком портрет Ламы Итигэлова.

    По центру – Будда Шакьямуни с чашей для подаяния. По правую руку от него Авалокитешвара, по левую – Амитаюс, а маленькая скульптура спереди – будда Майтрейя (будда будущего). Престол с божествами поддерживают львы, а глория вокруг трона украшена мифическими существами – гаруда (сверху), наги, носатые чудовища-макара, бодхисаттвы на конях и львы. В буддизме есть четыре священных животных. Это львы (обычно изображаются
поддерживающие престолы Будд, их стихия - Земля), драконы (изображаются, например, на столбах и поддерживаю крышу храма, стихия - Вода), мифические птицы Гаруда (уничтожающие змей и нагов, стихия - Огонь) и тигры (стихия - Воздух).
    Скульптура Шакьямуни укрыта тканью – это также очень старая традиция: так укрывали и маленькие скульптуры различных Будд. Также перед божествами стоят портрет Далай-ламы и различные подношения.

    Резное основание трона Будды (на нем стоит длинная курильница). Основание трона украшено знаком вишваваджры – скрещенного жезла-ваджры, символизирующего алмазную твердость буддистов и просветление, подобное молнии.

    Следующим идет Цзонхава (1357-1419 гг.) – реформатор тибетского буддизма, ратовавший за соблюдение монашеских правил и основавшего школу Гелуг. Узнать его можно по особой шапке и двум стеблям лотоса по бокам.

    Крайняя справа – богиня Тара, бодхисаттва-женщина, считающаяся эманацией. Авалокитешвары. Вокруг большой скульптуры – множество ее маленьких подобий. Эта часть алтаря так же не закончена – пока не хватает самой верхней фигурки.

Одежды лам.

    Часы над выходом. Подвески из ткани, которыми декорирована стена над входными дверями, называются баданами и так же символизируют знамя победы Учения. Ткань взята пяти цветов, что означает пять стихий.

Кумирня Махакалы.

    Лама провел нас в еще одну кумирню, где центральное место среди других божеств занимает гневный четырехрукий Махакала. «Великий черный» – так зовут это божество. Его голову венчает корона из черепов, он одет в украшения из костей и змей, его юбка - из тигриной шкуры, а в руках он держит жезл-ваджру и чашу-габалу из человеческого черепа. У него очень сложная символика, как и у других буддийских божеств, но по сути все они означают победу над негативными свойствами человека (которые и называются врагами). Своим оружием он разрушает привязанности людей, приближая их к просветлению.
    В центре алтарной стены – Махакала. Обычно его изображение закрыто тканью.

Киоты с другими божествами и святыми.

    Центральное место в кумирне также занимают сидения и столики для ламы. Во время молебном-хуралов они садятся лицами друг к другу, читают тексты и играют на музыкальных инструментах, прихожане же либо идут по кругу (по часовой стрелке, причем нельзя поворачиваться к Буддам спиной), либо сидят на сиденьях у стен. На краю стола справа стоят два обычных чайника с освященной водой.

Стол ламы с разной культовой утварью – колокольчик-хонхо, жезл-ваджра, барабан-дамару, чаша-капала, сосуд-бумба с кропилом, чаши.
Кумирни отапливаются вот такими печками.

    За главным зданием находятся девять ступ. Восемь из них выстроены в один ряд. Они символизируют разные этапы жизни Будды Шакьямуни. В их нишах располагаются его скульптурные изображения, за исключением последней – ее белизна символизирует уход Нирвану. Украшены ступы львами, поддерживающими престол Будды, а между ними располагается знак вишваваджры – скрещенной ваджры.

    Позади них расположена более старая ступа, покрытая трещинами. Внутри нее, в самом реликварии, по словам ламы, хранятся волосы Будды. 
    Примечательно, что на ней стоят три пластиковых барабанчика-хурдэ на батарейках – такие здесь можно увидеть и в храме, и в автомобиле, и на домашнем алтаре.

    Неподалеку от Мурочинского дацана есть священное место – самопроявившиеся на скалах Ранжур священные слоги (второе такое место есть только в Непале). Ламы построили вокруг скалы небольшой комплекс, напоминающий сад, с барабанами-хурдэ, кумирней и зданием для медитаций-ритрита.


Здание для медитации (стоит до ограды комплекса).

    На бортик ограды местные жители время от времен приносят найденные ими буддийские предметы. Когда мы подошли, здесь лежала половина от колокольчика-хонхо (без рукоятки) около 10 см высотой, украшенный изображениями ваджр и голов существ Киртимукха.

Барабаны-хурдэ.
Подъем к скале.
Многие деревья стали объектами для приношений.
Священный камень огорожен таким образом.
Лама показывает священные слоги.

    Здание на территории комплекса. Тоже еще не закончено – воротка с национальными орнаментами (символика солнца) не окрашены, на нижнем синем ярусе не хватает живописной росписи (обычно изображают животных или пейзажи).

    Дуган Арьябало буквально утопает в листве. Его крышу также венчают скульптуры Колеса Дхармы и двух газелей, а на концах крыш – драконьих голов. Ограда украшена бесконечными узлами. У подножия лестницы – два каменных льва-стража.

В открытой галерее вокруг кумирни даже потолки расписные.
Окна кумирни.

    В этом дугане 2003 года постройки центральное место занимает скульптура одиннадцатиликого Арьябало (Авалокитешвары), а также хранится особая фотография: когда сделали снимок, на нем проявилось изображение скульптуры Арьябало.

     Потолки буддийских храмов закрыты балдахинами из разноцветной ткани. Над скульптурой висит шнур с молитвенными флагами «дардинг», на которых написано по одному слогу мантры «Ом мани падмэ хум». Справа можно увидеть изображение желтого бесконечного узла на красном фоне и икону Шакьямуни, а по обе стороны от Арьябало установлены тканые баданы с «Ом мани падмэ хум» и изображением упоминавшихся ранее существ Киртимукха.

Львы-стражи у подножия лестницы (самка с детенышем под лапой)
Львы-стражи у подножия лестницы (самец с шаром)

    По рассказам молодого ламы, бывают разные по специализации монастыри – буддийской философии, медицины, астрологии. Мурочинский дацан относится к монастырям, занимающимся экзорцизмом – против духов и шаманов. Он рассказал две истории, связанные с этим. Согласно первой, однажды в окрестностях появился шаман, который «давил» всех лам (то есть, побеждал их в состязаниях). Тогда особо почитаемый лама этого монастыря тоже вызвал шамана на состязание, «задавил» его, пленил и отпустил, когда тот раскаялся и сказал, что так больше не будет. Другая история связана с тем, что раньше на территории дацана был специальный столб с бочкой на
верхушке – в него сажали на три дня провинившихся шаманов, пока те так же не раскаются в своем поведении (тогда их отпускали).
    При этом лама говорил, что у бурятов есть свои тотемы. Здесь тотем – ворон, помимо того Махакала считается хозяином ворон и сорок (они приносят ему вести со всей подвластной ему земли). Обычно этих птиц довольно много на территории храма, но нам не повезло, был лишь большой лохматый пес. Таким образом, буддийский Махакала (кстати, считается, что его образ произошел от индийского бога Шивы в ипостаси Хозяина Времени) стал чем-то вроде духахранителя местности. Впрочем, таковым почитается и Арьябало, главное божество этого храма.

    У ворот комплекса можно увидеть пирамиду из камней. Обычно их сооружают верующие, загадывая желания, и, быть может, есть в этом что-то от каменных алтарей-обо, когда-то устанавливавшихся в степях и горах Бурятии и Монголии.
    Настоящая статья позволит зафиксировать нынешнее состояние этого строящегося храмового комплекса, ведь со временем он примет совершенно иной облик