Проект победитель благотворительного конкурса «Новый театр» Фонда М. Прохорова в 2020.
Память о семье – это то, что делает человека Человеком. Без семейной памяти, мы не имеем корней, у нас нет исторического будущего, не знаем своего места в роду, неведомо как воспитывать детей, подвержен влиянию из вне и сложно идентифицировать себя в этом мире. Семейная память и фамильная ценность – взаимозависимые термины.
Концепция нашей театральной постановки с использованием технологии AR Augmented reality (дополненная реальность)- это технология, в которой виртуальные объекты накладываются на реальный мир. Основная идея: объединение реального и виртуального мира во время действия пьесы. Возможности дополненной реальности позволят создать цифровые объекты и образы, которые будут выполнять роль декораций, реквизита и других героев истории.
Мы знаем, что человеческий мозг воспринимает любую информацию только в течение короткого периода, это в среднем семь минут. Потом человек начинает эту информацию перерабатывать и рефлексировать. Именно поэтому мы решили создать семь кротких пьес, которые будут длиться по семь минут каждая. Но целиком, это законченное произведение из семи сюжетов. Зритель имеет выбор посмотреть одну или же посмотреть все семь.
Основу цикла пьес, для проекта составят истории, связанные с семейной памятью, записанные через наш проект «Сибиряки вольные и невольные», который дал толчок к исследованию генеалогии в Томске. У нас в архиве уже храниться более 600 семейных историй, которые, по сути создают портрет сибиряка. Драматург Светлана Петрийчук, совместно со старшим научным сотрудником музея Татьяной Назаренко перевели часть этих историй на язык театра. И создали 7 ярких пьес для нашего спектакля.
Пьесы : «Алфавит», «Варежки», «Пихтовое масло», «Япония», «Ерш», «Лебеда», «Частушки».
«Алфавит»
«Калмаков-то во всем мире, может, пару сотен осталось только. Сами они от телеутов пошли, «белых калмыков», тюрков-кочевников. Жилось им неспокойно, и погнали они свой скот на правый берез Томи под защиту глухой тайги. А как увидели эти места, так и сказали «Бесге монда калмак кирек» - «Нам здесь остаться нужно». Ислам приняли, на русских жениться не стали, только друг на друге, да с сибирскими татарами. Так и сохранились.
Дед мой свою невесту на станции украл…………»
«Варежки»
«если рубить в минус 30
варежки быстро к рукам примерзают
кожу царапают прямо до мяса
и кажется, крошатся ногти
трудно держать топорище
а в минус 40
по какой-то причине бывает полегче
выдохнуть сложно
и теплый воздух будто в тебе остается
греет хоть так
чей был донос я узнала мгновенно, да он и не сильно скрывался
мне 23, 45 кг веса, а я ведь директор детдома
за все отвечаю …………………»
«Ерш»
«ФЛОРЕНТИНА. Это про двух братьев – один ехал через лес, а другой стал его грабить. Они десять лет не виделись просто. Ну и второй потребовал деньги, или зарежет, сказал. Грудь открыл. А там фото матери на цепочке. Мать перед смертью дала эту фотографию. Так они узнали, что братья. Такая песня.
Gib her dein Geld, dein Leben ist verloren,
gib her dein Geld, dein Leben voller Lust,
gib her dein Geld, sonst muß ich dich durchbohren,
ich setze dir den Dolch auf deine Brust.»
«Лебеда»
«… А сегодня, мои дорогие любители здорового питания, мы научимся готовить вкусные блюда из необычного ингредиента – из лебеды! Мало кто знает, насколько полезным является этот сорняк, который мы привыкли видеть в огородах. Лебеда – богатый источник клетчатки, белков, минеральных солей, витаминов группы В и С, флавоноидов, сапонинов, каротина, бетацианина, рутина, бетонина и 17 аминокислот. Она благоприятно влияет на многие системы организма. Содержание в ней железа, калия, рутина и аскорбиновой кислоты способствует оздоровлению сердца и сосудов. Витамины и аминокислоты оказывают общеукрепляющее действие на иммунную систему. Антибактериальный и противовоспалительный эффект растения помогает при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и полости рта....»
«Пихтовое масло»
««Красный пихтовар» - так колхоз назывался, потому что завод у нас был, где пихтовое масло делали. И все знали, как пихтовое масло гнать – деды умели потому что. Пихтовую лапку собирали с самых верхушек. Больше трети дерева забирать нельзя – строго настрого запрещали, а то пихта погибнет. Пожелтевшие лапки собирать нельзя – иначе плохое масло будет. На заводе печь кирпичная, рядом чан деревянный, круглый, метра три в высоту. У чана два отверстия: одно наверху для пара, а внизу для масла. Рядом колода деревянная стоит. Труба из чана идет в колоду – масло охлаждается. И надо следить, чтобы вода всегда была свежая».
«Частушки»
«Женихи были, конечно. Но не судьба. Не сложилось как-то. Один, Коля-художник, сосланный с Волги, всё сватал. Говорю ему: "Не-е, куда мне замуж, я в командировку уеду". Я ж одна жила, чуть что - меня в командировке».
«Япония»
«Это зимой было. Председатель колхоза с женой и старшим ребенком уехали в Иночевку на свадьбу, километра за два от дома всего. Остальных детей дома оставили. Часов в десять вечера гости вышли из дома и увидели, что дым валит с той стороны. Сразу же на лошадях туда поехали, но было уже поздно, огонь быстро охватил весь дом. И вроде все знали тогда, что это из-за дочки председателя было, она там куда-то угли из печки уронила. Как и про молотилку – она из-за одного колхозника сгорела, не умели ничего потому что. Он поджег старую солому, оставил ее тлеть и ушел. Она и разгорелась. А жеребец – так это сам председатель колхоза виноват был. Велел пастуху его спутать и идти другую работу делать. Конь в лесу остался. Увидел других лошадей, рванул к ним, зацепился путами за упавшее дерево. И живот себе распорол. Не умели, потому что. Хозяйство вести не умели. Но очень уж боялись, что накажут».