Проекты / Проект «Кавалер ордена Красной Звезды»

Запаренко Федор Ефремович

3 / 35

В годы Великой Отечественной войны боевые награды вручались не только на фронте, но и в тылу.  Их было немного (96,64% от общего количества орденов и медалей отметили боевые подвиги и только 3,36% – трудовые заслуги), но они были. И стало бы неверным умолчать о них в нашем проекте «Кавалеры Красной Звезды».  Вот только один пример.

Ф.Е. Запаренко родился в 1907 г. в городе славы российских военных моряков – Севастополе. Там и встретил войну. Имел лишь начальное образование (в его анкете написано «нисшее»), в армии не служил. Куда податься 17-летнему пареньку с такими «личными данными»? На завод, конечно. А если ты живёшь в Севастополе, то таким заводом почти наверняка окажется либо судостроительный, либо судоремонтный.

И Запаренко в качестве «вольнонаёмного» (это опять же из анкеты) оказывается на судоремонтном заводе № 1048 Крымского МОРа Черноморского флота.

МОР – это «морской оборонительный район». Такие оперативные объединения существовали на Военно-морском флоте Вооружённых сил СССР в 1943–1948 гг. Каждый флот имел свои оборонительные районы. В состав Черноморского флота входили Крымский, Кавказский и Северо-Западный МОРы. В каждом из них действовали боевые и тыловые подразделения. Судоремонтные заводы, конечно же, являлись составляющими тыла МОРа.

Судя по всему, Фёдор Ефремович был не только высококвалифицированным работником, но и не без лидерских качеств. Потому к середине 1942 г. в 35-летнем возрасте он оказался «бригадиром-корпусником судоремонтной мастерской № 1 Технического отдела Черноморского флота» (по другим документам – мастером цеха). Из названия должности явствует, что специализацией бригады был ремонт корпусов морских судов.

6 июня 1942 г. начальник Техотдела Черноморского флота инженер-капитан 1-го ранга Стеценко и батальонный комиссар Никитин оформили на своего подчинённого Запаренко наградной лист. Отчество, правда, перепутали, записав Ефимовичем, но сути дела это не меняет. Руководители просили наградить передового бригадира орденом «Знак Почёта» и аргументировали своё предложение такой характеристикой: «Тов. Запаренко Ф.Е. бригадир-корпусник… производственный стаж 18 лет. В мастерской № 1 ТОЧФ работает с 1940 г.

За время своей работы задания командования выполнял только на хорошо и отлично и в установленные командованием сроки. В дни Отечественной войны тов. Запаренко постоянно поручались работы, носящие оперативно-боевой характер. Оборудование болиндеров под десант, аварийное повреждение э/м «Харьков», аварийно-штормовые повреждения «Сообразительного». «Бойкий», «Бдительный», «Незаможнок» и ряд других кораблей, выполнение которых было произведено досрочно и с оценкой командования на хорошо и отлично. Бригада т. Запаренко, под его руководством выполняет нормы на 200–230%. За хорошую стахановскую работу неоднократно командованием премировался денежным вознаграждением, авторитетный товарищ. Беспартийный, член профсоюза». (Текст документа приведён без редактирования).

(Здесь перечислены не все корабли, которым была дана вторая жизнь. В 1946 г. в документах уже к следующему ордену будет написано, что в 1942 г. Ф.Е. Запаренко получил награду «за отличный ремонт крейсера «Молотов»»).

19 июня 1942 г. вышестоящее руководство – начальник тыла Черноморского флота контр-адмирал Заяц и полковой комиссар Мордвинов поддержали предложение: «Достоин представления к награждению орденом «Знак Почёта».

Только что приведённые даты – 6-е и 19-е июня 1942 г. – в истории Великой Отечественной войны имеют немаловажное значение. Именно в это время шли ожесточённые бои за Севастополь. 7 июня вермахт начал второй штурм города, который продолжался более недели. В атакующих немецких ротах осталось в среднем только по 25 человек, но они сумели-таки к 17 июня на южном участке занять позицию, известную как «Орлиное гнездо» и выйти к подножию Сапун-горы, а на северном участке захватить форт «Сталин» и подножие Мекензиевых высот. За следующую неделю, как пишут военные историки, «все советские войска выше Северной бухты либо были уничтожены, либо сдались после израсходования всех боеприпасов, либо продолжали отбиваться в изолированных укреплениях и укрытиях».

В таких условиях понятие «тыл» приобретает весьма относительное значение, а работа ремонтников боевых судов приобретает все свойства боевой службы. Наверное, поэтому на наградном листе рукописная строчка «орденом «Знак Почёта»» кем-то из начальства была перебита синим оттиском штампа  «орденом Красная Звезда». Это очень красноречивая замена. Дело в том, что орден Красной Звезды является боевой наградой, а орден «Знак Почёта» – трудовой (общественно-полезной). И такая замена показывает, во-первых, оценку деятельности Ф.Е. Запаренко именно как боевой подвиг, а не трудовое достижение; во-вторых, повышает статус награды, поскольку в советской наградной системе боевые ордена имели приоритет перед трудовыми.

Награждение орденом Красной Звезды было утверждено приказом командующего Черноморским лотом № 60/с от 5 ноября 1942 г.

Второй орден – на этот раз Отечественной войны 2-й степени – Фёдор Ефремович получил уже после окончания войны (приказ командующего Черноморским флотом № 222/с от 15 декабря 1945 г.). Он по-прежнему трудился бригадиром корпусного цеха судоремонтников Крымского МОРа Черноморского флота. В Наградном листе, который в нарушение логики и процедуры делопроизводства почему-то был оформлен после приказа о награждении (28 января 1946 г.), сказано:

«…ЗАПАРЕНКО Фёдор Ефремовичмного сделал по ремонту тральщиков и боевых кораблей Черноморского Флота.

Тов. ЗАПАРЕНКО отлично овладел своей специальностью, добросовестно относится к работе, всегда чётко и досрочно выполняет задания. Бригада корпусников под руководством тов. ЗАПАРЕНКО  систематически перевыполняет нормы работ по судоремонту на 150–200 %, за этот период его бригада доброкачественно отремонтировала по корпусной части более 80 тральщиков и боевых катеров.

Тов. Запаренко предан партии Ленина – Сталина, он достоин представления к правительственной награде «ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ II СТЕПЕНИ».

Начальник техотделения Кр[ымского] МОРа ЧФ инженер-капитан 2 ранга Ф. Букач». (Текст документа приведён без редактирования).

Также Ф.Е. Запаренко был награждён двумя медалями:

– «За оборону Севастополя»,

– «За оборону Кавказа».

Я.А. Яковлев