Орден Красной звезды № 69459
Украинец Фёдор Иванович Кириченко родился в 1915 г. в г. Казатине Казатинского р-на Винницкой обл. Видимо, получил какое-то образование, коли в строке «Соцположение и происхождение» наградного листа указано: «Служащий из рабочих».
В РККА был призван в 1936 г.
В 1941 г. вступил в ВКП(б).
К этой поре он служил на подводной лодке Щ-205 2-го дивизиона подводных лодок Бригады подводных лодок Черноморского флота, имел звание старшины 2-й статьи и занимал должность командира отделения радистов. Служил ответственно, имел значок «Отличный подводник».
«Щ-205» – советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка – принадлежала к серии V-бис 2 проекта «Щ» («Щука»). Вступила в строй в 1936 г. За годы Великой Отечественной войны она совершила 6 боевых походов.
В первый из них она отправилась с началом войны, когда на боевые позиции из Севастополя вышли три советские подводные лодки («Щ-205», «Щ-206», «Щ-209»). Этот выход окончился неудачно: «Щ-206» не вернулась на базу, а капитан «Щ-205» П.С. Дронин был предан суду военного трибунала и 5 августа 1941 г. расстрелян. На его место был назначен П.Д. Сухомлинов, командовавший судном до конца войны.
28 ноября 1941 г. «Щука» вышла на боевое дежурство в район болгарского города Варны. Уже 4 декабря в 18-40 и 18-45 час. при всплытии с грунта она подорвалась на двух минах. Судя по характеру полученных повреждений (образовалась трещина в корпусе, через которую в седьмой отсек начала поступать вода, перегорели предохранители питания горизонтальных и вертикальных рулей, повреждены торпедный аппарат № 2 и кормовые горизонтальные рули), у борта субмарины взорвались два минных защитника болгарского заграждения «S-38». Подводная лодка продолжила патрулирование, но при возвращении на базу сразу встала на аварийный ремонт, который продлился до середины весны 1942 г.
В описанной аварийной ситуации Ф.И. Кириченко проявил, как отметили позже командиры, «спокойствие, выдержку и самоотверженность».
После окончания ремонта, 8 мая 1942 г. «Щ-205» вышла в третий боевой поход, на этот раз к мысу Куру-бурну с приказом предотвратить контрабандную перевозку турецкой хромовой руды. Турция подписала с Англией торговое соглашение, запрещающее экспорт в Германию этого стратегически важного сырья, однако вопреки обязательствам транспортировала его в порты Болгарии – военного союзника Третьего Рейха. 18 мая подлодка обнаружила идущее под берегом одиночное судно без флага и марок нейтралитета – как позже выяснилось, это был турецкий транспорт «Дуатепе». После обнаружения субмарины транспорт встал на якорь в бухте около г. Игнеада близ болгаро-турецкой границы, где уже находилась турецкая парусно-моторная шхуна «Махбуб Джихан» (по другим данным, шхуна «Кайнарджа»). Оба судна были уничтожены огнём артиллерии «Щ-205».
Через пять суток, утром 23 мая южнее мыса Зейтин-бурну субмарина обнаружила судно в камуфляжной окраске и торпедной атакой потопила его. Это был турецкий транспорт «Зафер» (по другим данным, «Сафак»). Быстро подошедшие к месту гибели корабля болгарские торпедные катера сбросили в воду 8 глубинных бомб, но «Щука» уже ушла из опасного района. 28 мая лодка благополучно прибыла в Батуми, где прошла межпоходовый ремонт.
Кириченко участвовал и в этих событиях.
А в конце июня 1942 г. «Щ-205» была включена в состав кораблей с задачей снабжения осаждённого Севастополя. 23 июня она отправилась с грузом и доставила в город 29 т боеприпасов, 1,5 т продовольствия и 17 т бензина. Эвакуировав 50 раненых защитников города, субмарина отправилась в обратный путь, но была обнаружена силами противолодочной обороны противника. Торпедные катера и авиация сбросили на неё 40 глубинных и авиационных бомб, в результате кормовые горизонтальные рули оказались заклиненными, а клапан дизельных газоотводов повреждённым. Неисправности удалось ликвидировать, однако утром 27 июня подводная лодка была атаковала ещё и парой бомбардировщиков. Удача и на этот раз улыбнулась Кириченко и его сослуживцам-подводникам – бомбометание оказалось неточным. Вечером 27 июня 1942 г. субмарина благополучно пришвартовалась в Новороссийске.
Четвёртый боевой выход продолжительностью 19 суток начался 22 июля 1942 г. Район действия – акватория около румынского города Констанца. Ночью 5 августа был замечен конвой в составе транспорта (8000 т) и двух сторожевых катеров. Залп из трёх торпед оказался удачным – две достигли цели. Правда, поражённый корабль установить так и не удалось (по одним данным это был германский танкер «Ле Прогресс», по другим – румынский транспорт «Аркадия»).
Удачные походы «Щ-205» не могли не иметь своим следствием награды для особо отличившихся членов экипажа. Среди них оказался и старшина 2-й статьи Ф.И. Кириченко. Капитан 3-го ранга П.Д. Сухомлинов завизировал на него наградной лист, где было указано:
«Заслуга тов. Кириченко перед Родиной в том, что в декабре 1941 г. при несении ПЛ боевой позиции у берегов противника и при подрыве последовательно на двух вражеских минах проявил спокойствие, выдержку и самоотверженно боролся за спасение корабля.
В мае 1942 г. ПЛ Щ-205 утопила два транспорта и шхуну противника.
При героической обороне Севастополя ПЛ выполняла приказ командования по транспортировке боезапаса и эвакуации раненых в условиях непрерывного воздействия противника, бомбёжки его самолётами и катерами. Отлично выполнила приказ.
В последующем боевом походе в августе 1942 г. ПЛ утопила транспорт противника водоизмещением 8.000 т.
Тов. Кириченко своей самоотверженной работой и отвагой способствовал потоплению вражеских транспортов и выполнению боевых задач.
Тов. Кириченко – верный сын нашей Родины.
Командир ПЛ Щ-205 капитан 3 ранга Сухомлинов.
15 июля 1942 г.»
Относительно наградного листа остаётся загадкой такая несостыковка: под подписью Сухомлинова совершенно чётко машинописью поставлена дата «15 июля», а в тексте представления присутствует эпизод, который произошёл уже позже – в августе. Впрочем, в документах военного времени часто присутствуют и не такие казусы.
Как бы ни было с документами, но 30 ноября 1942 г. «Приказом командующего Черноморским флотом № 70с» Ф.И. Кириченко был награждён орденом Красной звезды.
Война продолжалась. И подлодка «Щ-205» охраняемая то ли высшими силами, то ли опытной рукой командира, достойно несла свою службу. 1 марта 1943 г. именно она – первая из подводных лодок Черноморского флота!!! – получила звание «Гвардейская». Не забыт был и «капитан счастливой «Щуки»» (был советский кинофильм с таким названием) – к концу войны гвардии капитан 3-го ранга Павел Денисович Сухомлинов был награждён орденами Красного Знамени, Отечественной Войны I степени и Нахимова II степени.
К этому времени гвардии старшина 1-й статьи гидроакустик 2-го класса Фёдор Иванович Кириченко тоже получил свою вторую боевую награду – приказ командующего Черноморским флотом № 73с о награждении его орденом Отечественной войны II степени (№ 111191) был подписан 26 мая 1945 г.
А подводная лодка «Щ-205», переименованная 16 июня 1949 г. в «С-205», 11 сентября 1954 г. была разоружена, исключена из состава ВМФ СССР и сдана на слом.
Фото из открытых источников Интернета:
Я.А. Яковлев