Проекты / Проект «Кавалер ордена Красной Звезды»

АНУРОВ Сергей Иванович

3 / 23

Ордена Красной Звезды № 47039, 953224, 2887357

Логика жизни и службы такова, что – увы! – не всегда боевой или трудовой подвиг завершается наградой. И журналистский штамп «Награда нашла своего героя» родился не на пустом месте. Кого-то она находит. Кого-то не находит. А кого-то даже и не ищет. То ли скромность характера человека, то ли равнодушие либо зловредность его начальства нередко лишают отважного бойца и отличного работника заслуженного ордена или медали. Но бывает и обратное: на счастливчика сыплется буквально шквал наград. Из этого не следует, что он их не заслужил. Это лишь значит, что его вовремя заметили и отметили. В отличие от других – незаметных, безответных и потому неотмеченных.

С.И. Ануров – из таких счастливчиков, обласканных судьбой и начальством. Поэтому и биографию его сподручнее выстроить по хронологическому перечню наград.

Родился он в 1905 г. в д. Кузьминки Лопасненской волости Серпуховского уезда Московской губернии – позже Лопасненского (ещё позже Чеховского) р-на Московской обл. Видимо, нахождение в одном из самых развитых регионов России позволило ему без проблем получить среднее образование, которое и стало базой его дальнейшей весьма удачной карьеры.

В 1924 г. 19-летний энергичный молодой человек вступает в ВКП(б), а через три года, 7 октября 1927 г., надевает военную гимнастёрку и навсегда связывает свою судьбу с Красной армией.

В имеющихся в открытом доступе документах нет данных о специальном образовании Анурова. Но оно наверняка имелось, поскольку без него одной только несомненной природной одарённостью он не смог бы обходиться при решении тех сложнейших инженерно-технических задач, которые стали содержанием его профессии – специалиста по военной авиационной технике.

Десятилетний юбилей своей военной карьеры С.И. Ануров встретил в боях. Был он в это время в звании военинженера 3-го ранга и в должности заместителя инженера 100-й скоростной бомбардировочной авиабригады. Указанное воинское соединение с 11 мая по 16 сентября участвовало в боевых действиях в районе р. Халхин-Гол. Здесь, на монгольской земле, проходила одна из репетиций будущей Второй мировой войны. И одной из задач этой репетиции было испытание новых видов вооружения в реальных боевых условиях. Разумеется, прежде всего, это касалось авиации. Уже тогда было ясно, что в современной войне именно авиация становится главной ударной силой при решении оперативно-стратегических задач.

100-я бомбардировочная авиабригада, основу которой составляли 70-й истребительный полк (38 самолётов-истребителей) и 150-й смешанный полк (29 скоростных бомбардировщиков), входила в состав 57-го особого корпуса и к началу конфликта была единственным авиационным подразделением советских войск в Монголии. Дополнительные силы – 22-й истребительный авиационный полк и 38-й скоростной бомбардировочный полк – прибыли в район р. Халхин-Гол позже. К концу военного конфликта с советско-монгольской стороны в боевых действиях участвовали в общем счёте свыше 900 самолётов.

Боевые летающие машины 100-й авиабригады и являлись зоной ответственности заместителя инженера авиабригады Анурова. Справлялся со своими обязанностями он успешно, порукой чему первый (и сразу же высокого статуса!) орден «Знак Почёта». В Указе Президиума Верховного совета СССР от 27 мая 1939 г. «О награждении командиров, инженеров, техников и рабочих военной приёмки военно-воздушных сил и Артиллерийского управления РККА, а также работников артполигонов и артскладов» мотивировка награждения сформулирована так:

«За выдающиеся успехи по содействию заводам и армии в деле освоения новой военной техникой». А в учётной военкоматовской карте – короче и таинственней: «За спецзадание».

15 сентября 1939 г. было подписано соглашение между Советским Союзом, МНР и Японией о прекращении военных действий в районе р. Халхин-Гол. Среди итогов этого события не могло не быть награждений победителей. «Википедия» приводит такие данные: 3 чел. – дважды Герои Советского Союза, 70 чел. – Герои Советского Союза, 83 чел. – орден Ленина, 595 чел. – орден Красного Знамени, 134 чел. – орден Красной Звезды, 33 чел. – медаль «За отвагу», 58 чел. – медаль «За боевые заслуги».

В Указе Президиума Верховного совета СССР от 17 ноября 1939 г. «О награждении орденами и медалями СССР начальствующего состава, красноармейцев Рабоче-Крестьянской Красной армии и пограничной охраны, членов семей начсостава и работников госпиталей» со стандартной формулировкой

«За образцовое выполнение боевых заданий Правительства и проявленные при этом доблесть и мужество»

медалью «За отвагу» награждён и военинженер 3-го ранга Сергей Иванович Ануров. Учётная карточка военкомата конкретизирует короткой фразой:

«За бои в районе Халкин Гол».

В Отечественную войну Ануров вошёл с самого первого её дня. До июня 1942 г. он занимал должность старшего инженера только что созданного 746-го авиационного полка дальнего действия, который уже 10 августа 1941 г. произвёл бомбардировку Берлина.

С 15 июня 1942 г. и до конца войны местом службы С.И. Анурова стала 45-я авиационная Гомельская дивизия дальнего действия. 

Сначала это авиационное соединение ВВС РККА вошла в состав 8-го авиационного корпуса дальнего действия и участвовала в следующих операциях и битвах:

– Духовщинско-Демидовская операция (13 августа 1943 г. – 2 октября 1943 г.);

– Смоленская операция «Суворов» (27 августа 1943 г. – 2 октября 1943 г.);

– Смоленско-Рославльская операция (15 сентября 1943 г. – 2 октября 1943 г.).

Отдельным почётным правительственным заданием было обеспечение перелётов В.М. Молотова в Англию и США.

В декабре 1943 г. 45-я дивизия была переведена из состава 8-го авиакорпуса в прямое подчинение командованию авиации дальнего действия. Такое положение сохранялось год, исключая месячный срок в июне 1944 г., когда дивизию включали в состав 7-го авиационного корпуса дальнего действия.

За это время она приняла участие в операциях и битвах:

– Белорусская операция «Багратион» (23 июня 1944 г. – 29 августа 1944 г.);

– Бобруйская наступательная операция (24 июня 1944 г. – 29 июня 1944 г.);

– Минская операция (29 июня 1944 г. – 4 июля 1944 г.);

– Рижская операция (14 сентября 1944 г. – 22 октября 1944 г.);

– Таллинская операция (17 сентября 1944 г. – 26 сентября 1944 г.).

За успешное выполнение заданий командования при освобождении города Гомель дивизии присвоено почётное наименование «Гомельская».

В декабре 1944 г. в связи с переформированием авиации дальнего действия в 18-ю воздушную армию дивизия была переименована в 45-ю бомбардировочную авиационную дивизию.

С.А. Ануров за годы войны дослужился до звания инженера-полковника и прошагал по служебной лестнице от должности старшего инженера полка до помощника командира дивизии по эксплуатационной службе (1943 г.) и заместителя командира дивизии по инженерно-авиационной службе (1945 г.).

Его награды в годы войны:

– орден Красной Звезды (20 июня 1942 г.);

– орден Ленина (22 декабря 1942 г.);

– медаль «За оборону Ленинграда» (22 декабря 1942 г.);

– орден Отечественной войны 1-й степени (10 августа 1943 г.);

– медаль «За оборону Москвы» (1 мая 1944 г.);

– орден Красной Звезды (3 ноября 1944 г.);

– медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (9 мая 1945 г.);

– орден Отечественной войны 1-й степени (4 июня 1945 г.);

– медаль «За взятие Берлина» (9 июня 1945 г.).

Кроме ордена Красной Звезды, полученного в 1944 г. за выслугу лет, все остальные награды – за воинские заслуги. Вот представления на С.И. Анурова из наградных листов.

К ордену Отечественной войны 1-й степени 7 августа 1943 г. документ подписал командир 45-й авиадивизии полковник Лебедев:

«[…] Инженер с хорошей теоретической подготовкой, большим практическим опытом по эксплоатации самолётов и моторов различных систем и организационными способностями, поставил на должную высоту инженерно-авиационную службу дивизии. Эксплоатация современной и сложной материальной части самолёта Пе-8 в дивизии проводится грамотно. Несмотря на отсутствие полных лётно-технических данных самолёта Пе-8 в начале их эксплоатации т. АНУРОВ смело и технически обоснованно добился повышения лётно-технических данных самолёта, увеличив полётный вес с 32 тн до 36 тн. Разработал технически грамотный профиль дальнего полёта, что дало возможность увеличить дальность полёта на 400 км.

На ряду с руководством по подготовке кораблей к боевым вылетам блестяще подготовил и обеспечил перелёт самолёта Пе-8 с зам. председателя СНК СССР т. МОЛОТОВЫМ по маршруту МОСКВА – ДЕНДИ (АНГЛИЯ) – ВАШИНГТОН и обратно.

За плодотворную и самоотверженную работу по обеспечению боевых заданий командования в июне 1942 г. награждён орденом КРАСНАЯ ЗВЕЗДА. Качества высококультурного инженера организатора АНУРОВ умело сочетает с личным показом и контролем работы технического состава на самолёте как на земле, так и в воздухе. После Правительственной награды т. АНУРОВ совершил 4 ночных боевых вылета на самолёте Пе-8, из них один боевой вылет на дальную цель г. ИНСТЕРБУРГ 23.04.43 г.

Боевые вылеты в составе разных экипажей обобщал и давал ценные указания инженерно-техническому и лётному составу по эксплоатации самолёта и режимах полёта.

В период борьбы по ликвидации немецкого наступления на Орловско-Курском и Белгородском направлениях отлично обеспечивал подготовку кораблей к боевым вылетам. Ежедневно в бой выходило  85,6% боевых кораблей. Сброшено бомб по целям 617 тн 240 кг.

Требовательный к себе и подчинённым, отлично дисциплинированный, уделяет большое внимание по руководству рационализаторской и изобретательской работой.

За плодотворную и самоотверженную работу в условиях отечественной войны, за личное участие в боевых вылетах достоин Правительственной награды ордена Отечественной войны ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ. (Текст документа приведён без редактирования).

Маршал авиации Голованов в своём «Приказе авиации дальнего действия № 0411/Н от 10 августа 1943 г.» удовлетворил ходатайство.

А полтора года спустя, за два дня до окончания войны, 7 мая 1945 г. всё тот же командир 45-й Тяжёло-бомбардировочной авиационной Гомельской дивизии, но уже не полковник, а генерал-майор авиации Лебедев снова обращался по инстанции о награждении своего заместителя Анурова:

«[…] За период Отечественной войны обеспечил 3445 ночных боевых самолётовылетов на Пе-8 и Б-25 по бомбардированию военно-промышленных и политических центров в глубоком тылу противника, а также по уничтожению живой силы и техники в пределах временно-оккупированной территории […].

В период разгрома Кенигсбергской и Берлинской группировок немецких войск и непосредственно в г. Берлин инженерно-технический состав работал с большим напряжением, подготавливая в бой максимальное количество самолётов Б-25.

Наряду с обеспечением боевых вылетов инженер-полковник АНУРОВ проводит большую работу по восстановлению и перегонке трофейных самолётов Б-17 и Б-24, а также по переучиванию лётно-технического состава на этой матчасти. За короткий период восстановлены и перегнаны на аэродром Дивизии 10 самолётов Б-24 и 6 – Б-17. Освоение иностранных самолётов Б-24 и  Б-17 на протяжении всего времени проводится своими силами. Под его руководством хорошо налажен ремонт самолётов Пе-8 и Б-25, вплоть до капитально-восстановительного  […]

Дисциплинирован. К себе и подчинённым требовательный. Политически развит хорошо. В партийно-политической жизни активный. Пользуется авторитетом среди всего личного состава. Делу партии ЛЕНИНА–СТАЛИНА и Социалистической Родине предан». (Текст документа приведён без редактирования).

К этому остаётся добавить лишь одно уточнение: лексический оборот «трофейные самолёты» использован в тексте неправильно и может сбить с толку. Перечисленные самолёты Boeing B-17 («Flying Fortress» – «Летающая крепость»), B-24 (Liberator), Б-25 («Митчелл») – это не трофейные, а американские бомбардировщики, поставленные в СССР по ленд-лизу.

«Приказ Военно-воздушным силам Красной армии № 044/Н от 4 июня 1945 г.», согласно которому С.И. Ануров получил второй орден  Отечественной войны 1-й степени, подписал командующий ВВС Красной армии Герой Советского Союза главный маршал авиации Новиков.

После окончания войны он остался в армии. По документам, в 1953 г. инженер-полковник Ануров числился в штате 84-го отдельного тяжёлого бомбардировочного авиакорпуса дальней авиации на должности «главный инженер – заместитель командира корпуса по инженерно-авиационной службе». Подразделение дислоцировалось на станции Манзовка (ныне Сибирцево) Приморского края.

Награды послевоенного периода:

– орден Красного Знамени (6 ноября 1947 г.);

– медаль «За взятие Кенигсберга» (15 июля 1948 г.);

– орден Красной Звезды (25 июля 1948 г. – «За воздушный парад»);

– юбилейные медали.

 

Я.А. Яковлев