Селькупы являются коренными жителями Нарымского Приобья. До 1930-х годов они назывались остяками (вместе с хантами) или остяко-самоедами. На территории Томской области проживает около 2 тысяч представителей этой национальности, относящейся к так называемой нарымской или южной группе селькупов. Южные селькупы являются непосредственными наследниками кулайской культуры.
Культура селькупов сильно изменилась с приходом русских. Если в XVI-XVII веках у них были протогосударственные образования (например, Пегая орда, возглавляемая князем Воней была серьезным противником русских), имелись признаки имущественного и социального расслоения, были развиты ремесла, в том числе кузнечное и есть признаки, что существовало как вспомогательная отрасль хозяйства земледелие, то под влиянием русских исчезают земледелие, ремесла. Имущественное расслоение сохраняется, однако внутренние социальные структуры разрушаются.
Главными отраслями хозяйства южных селькупов была охота и рыболовство, в качестве транспорта использовались собаки и заимствованные у русских лошади. Рыболовство – основное занятие селькупов – осуществлялось посредством крапивных сетей, запорных сооружений, крючково-остроговых снастей. Основными охотничьими орудиями являлись лук со стрелами, самострельные установки, давящие ловушки. Постепенно распространяются ружья. Жизнь и хозяйство селькупов были тесно связаны с окружающей средой, и их культура отличается высоким уровнем экологичности, человеческое сообщество не изменяет окружающую среду, а гармонично встраивается в нее. Эта особенность оказала влияние и на мировоззрение. Изначально религией селькупов было язычество, ученые выделяют существование таких богов как Ноп (Небо, бог верхнего мира), Илынта Кота (Жизни старуха, богиня земли) и Кызы (владыка Нижнего мира). Кроме того верили в то, что людей окружает множество духов. Имелись родовые духи, почитание предков.
Общение с ними осуществляли сами верующие, или посредники – шаманы. В XVIII в. селькупы были обращены в православие. Тем не менее, в их мировоззрении сохранилась традиционная языческая основа. Шаманские верования пострадали больше, чем повседневные языческие практики.
В настоящее время богатая и самобытная культура селькупов все больше уступает место современным стандартам. Сохранению традиций, помимо общеизвестных причин, препятствует и территориальная разобщенность народа — три его части относятся к различным административно-территориальным образованиям, и контакты между ними затруднены. Селькупы — один из народов, целостность и культура которых находятся на критической грани. В течение ХХ столетия численность селькупов сократилась почти вдвое.