Нарымский музей политической ссылки / Нарым. Забыть нельзя сохранить / Виртуальный тур по экспозиции Нарымского музея политической ссылки / Нарымский музей политической ссылки

Селькупы

Селькупы являются коренными жителями Нарымского Приобья. До 1930-х годов они назывались остяками (вместе с хантами) или остяко-самоедами. На территории Томской области проживает около 2 тысяч представителей этой национальности, относящейся к так называемой нарымской или южной группе селькупов. Южные селькупы являются непосредственными наследниками кулайской культуры.

Самоедская семья в
с. Тымском 1912 г.
Фото К. Доннера

Культура селькупов сильно изменилась с приходом русских. Если в XVI-XVII веках у них были протогосударственные образования (например,  Пегая орда, возглавляемая князем Воней была серьезным противником русских), имелись признаки имущественного и социального расслоения,  были развиты ремесла, в том числе кузнечное и есть  признаки, что  существовало как вспомогательная отрасль хозяйства земледелие, то под влиянием  русских исчезают земледелие, ремесла. Имущественное расслоение сохраняется, однако внутренние социальные структуры разрушаются.

Остяк Павел Пыршин у своего берестяного шалаша.
Весна – начало лета 1912 г.
Фото К. Доннера
Остячка Алена Пыршина с ребенком собралась на охоту.
Фото Фатеева И.С.
1938 год.
ТОКМ 10945

Главными отраслями хозяйства южных селькупов была охота и рыболовство, в качестве транспорта использовались собаки и заимствованные у русских лошади. Рыболовство – основное занятие селькупов – осуществлялось посредством крапивных сетей, запорных сооружений, крючково-остроговых снастей. Основными охотничьими орудиями являлись лук со стрелами, самострельные установки, давящие ловушки. Постепенно распространяются ружья. Жизнь и хозяйство селькупов были тесно связаны с окружающей средой, и их культура отличается высоким уровнем экологичности,  человеческое сообщество не  изменяет  окружающую среду, а  гармонично встраивается в нее. Эта особенность оказала влияние и на мировоззрение. Изначально религией селькупов было язычество, ученые выделяют существование таких богов как Ноп (Небо, бог верхнего мира), Илынта Кота (Жизни старуха, богиня земли) и Кызы (владыка Нижнего мира). Кроме того  верили в  то, что  людей окружает множество духов. Имелись родовые духи, почитание предков.

Амбарчик
на Перель-ту.
Фото А.В. Адрианова.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки

Общение с ними осуществляли сами верующие, или посредники – шаманы.  В XVIII в. селькупы были обращены в православие. Тем не менее, в их мировоззрении сохранилась традиционная языческая основа. Шаманские верования пострадали больше, чем повседневные языческие практики.

В настоящее время богатая и самобытная культура селькупов все больше уступает место современным стандартам. Сохранению традиций, помимо общеизвестных причин, препятствует и территориальная разобщенность народа — три его части относятся к различным административно-территориальным образованиям, и контакты между ними затруднены. Селькупы — один из народов, целостность и культура которых находятся на критической грани. В течение ХХ столетия численность селькупов сократилась почти вдвое.