Нарымский музей политической ссылки / Нарым. Забыть нельзя сохранить / Виртуальный тур по экспозиции Нарымского музея политической ссылки / Нарымский музей политической ссылки

Первый зал

Первый зал экспозиции рассказывает об истории заселения Нарымского Приобья с древнейших времен до наших дней.

Открывает его комплекс, связанный с кулайской археологической культурой которая существовала с V века до  нашей эры до  V века нашей эры. Это была культура охотников, рыболовов, воинов и искусных бронзолитейщиков. Культовые изображения из бронзы – своеобразный маркер культуры. Фигуры людей, животных, духов отличает высочайший художественный уровень.

Подробнее

Потомки кулайцев – селькупы, которые и сейчас проживают в Парабельском, Колпашевском и других районах Томской области. Для селькупов характерно присваивающее хозяйство: рыбная ловля, охота. Их культура характеризуется высоким уровнем экологичности: человек не изменяет под себя окружающую среду, а встраивается в нее.

Рядом с селькупами существовали  другие малые народы Сибири, эвенки. Это кочевники-оленеводы и отменные охотники. Эвенков, за их сложные и нарядные костюмы заслуженно прозвали «французами Сибири».

У эвенков был развит шаманизм. Шаман – посредник между миром людей и духов играл большую роль в жизни общества.

Продолжает экспозицию рассказ о русском населении Нарымского Приобья. Они принесли на эти земли новый тип хозяйствования, поскольку земледелие – основное занятие русских -  подразумевает  изменение природной среды под нужды человека. При этом природа края оказала значительное влияние на хозяйственный тип  нарымских старожилов. Наряду с огородничеством и полеводством значительное развитие получают промыслы: рыбная ловля, охота. Специфический тип хозяйства отразился и  на культурных установках. Для русских сибиряков характерны неразделенные семьи – когда несколько взрослых братьев со своими семьями живут и совместно ведут хозяйство.

Русские появились в Нарымском Приобье в конце XVI столетия, когда был основан Нарымский острог. По преданию, основал атаман Ермака Тимофеевича Тугарин Федоров. Точная дата основания острога неизвестна, также как неоспорим факт, что прежде, чем обосноваться на современном месте, Нарым неоднократно менял свое местоположение. Название происходит от селькупского слова «нерым», что означает «болото». Прежде чем окончательно закрепиться на современном месте, поселение несколько раз меняло местоположение из-за подтоплений и пожаров.

В 1601 году Нарым приобретает статус города. Первоначально военный форпост, со временем Нарым становится торговым центром, оплотом христианства, основой развития земледелия. Нарымские купцы богатели на рыбной и пушной торговле. Не зря на первом гербе города красуются белка и горностай.