Нарымский музей политической ссылки / Нарым. Забыть нельзя сохранить / Электронный путеводитель по Нарыму

Послевоенный Нарым

6 / 18

После окончания Великой Отечественной в СССР происходило не только восстановление разрушенного хозяйства, но и его модернизация. Период с 1950-х по 1980-е годы был временем бурного роста и расцвета Нарыма.

Бригадир лесорубов
Боков А.Я. на валке леса.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки

Основой экономики по-прежнему оставалась лесозаготовка и лесопереработка. Парабельский ЛПХ с центральной усадьбой в Нарыме еще 1947 году давал выработку 250-300 тысяч кубометров леса. А ведь в это время на производстве было всего 28 электропил, и подавали электричество на лесоучастки 5 электростанций! О работе лесозаготовителей очень интересно рассказывает Почетный гражданин Парабельского района Н.С. Гук. Постепенно лесодобытчики перешли на бензопилы, а в 1980-е годы опасная ручная валка леса стала постепенно заменяться работой машин.

Механизация процесса лесозаготовки. Погрузка леса челюстным погрузчиком.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки
Работа в Парабельском ЛПХ.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки

Расширяется и шпалозавод – в 1980-е годы в эксплуатацию был пущен еще один цех.

Распиловка шпальной вырезки на Нарымском шпалозаводе.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки

С 1960-х годов в сельском хозяйстве идет укрупнение колхозов и постепенное преобразование их в совхозы. Исчезновение «неперспективных» населенных пунктов и сейчас тяжелое воспоминание для жителей сельской местности. Это был разрыв связей с родным местом, землей, соседями. Но не стоит забывать: одна из причин укрупнения – попытка компенсировать огромную убыль мужского населения, имевшую место в годы Великой Отечественной. Другим важным аспектом жизни сельского хозяйства являлось преобразование колхозов в совхозы. В 1967 году создается еще одно крупное хозяйство, расположенное в Нарыме,  животноводческий совхоз «Нарымский» с двумя отделениями, в Луговском и Алатаево. Его стадо насчитывало до тысячи дойных коров и телят.

Животноводство в совхозе "Нарымский" имело ведущее значение.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки
В теплице плодоовощного отдела Нарымской государственной селекционной станции Н.С. Орлова. 1940 год.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки
Рыболовецкая бригада колхоза
им. Сталина, занявшая первое место в соцсоревновании по Парабельскому району.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки

 

Северный хлеб. Из фондов Нарымского музея политической ссылки

Нарымские трактористы.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки

Большие надежды связывали нарымчане с развитием нефтяной и газовой промышленности на Томском Севере. В 1970 году началось сооружение нефтепровода Алекандровское – Томск – Анжеро-Судженск. Но так уж получилось, что все нефтяные стройки Парабельского района прошли по левобережью Оби, миновав Нарым. В настоящее время большие надежды связывают с крупным Южно-Пыжинским нефтяным месторождением, тем более правобережье богато торфом и другими полезными ископаемыми.

   

Строительство нефтепровода Александровское - Томск - Анжеро-Судженск.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки

 

Благодаря этим крупным предприятиям Нарым благоустраивался, рос. Новый поселок лесозаготовителей вырос с 1962 по конец 1980-х годов за мостом в Заполойной части старого Нарыма. Добротные брусчатые двухквартирные дома с летним водопроводом.

Строительство домов за Полоем.
1981 год.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки

У каждого дома – огород, палисад. Здесь же средняя школа, хорошая больница, магазины, общественная баня.
В 1982 году в Нарыме построены ремонтно–строительные мастерские, гараж, еще одна столовая, детский сад.
В п. Шпалозавод построена своя больница, в окрестных деревнях – 4 фельдшерско-акушерских пункта. Переоснащаются новыми катерами и снегоходами «Буран» рыболовецкие бригады.

В этот же период создается и современная транспортная сфера. Начали ходить пароходы и скоростные суда типа теплохода «Ракета» и речной трамвай «Заря», на которых можно было быстро добраться до нужного места. Авиация пришла и на помощь геологам и лесоустроителям. АН–2 обслуживают вахтовые поселки, вылетают по вызову врачей, участвуют в ликвидации лесных пожаров, возят почту и другие грузы.

На нарымском аэродроме.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки
Авиация Нарымского севера.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки

Коснулись изменения и сферы культуры. Творческие коллективы Нарымского дома Культуры и Шпалозаводского профсоюзного клуба неоднократно получали знаки отличия в различных конкурсах. Работал музей трудовой и боевой славы, созданный трудами Николая Алексеевича Ховрина, председателя совета ветеранов, Заслуженного работника культуры РСФСР. Нарымский музей ссылки большевиков регулярно встречает большие группы туристов со всей страны, которые приезжают на теплоходах.

 

Однако кардинальные перемены в политическом и экономическом курсе страны для Нарыма обернулись упадком производства и стагнацией. Тем не менее, село продолжает жить и бороться за свое существование. Один из ресурсов развития – богатое прошлое Нарыма.

Возобновление в Нарыме жилищного строительства – добрый знак для села. Двухквартирный дом, построенный в 2016 году.
Фотография
Назаренко Т.Ю.