Нарымский музей политической ссылки / Нарым. Забыть нельзя сохранить / Электронный путеводитель по Нарыму

Покровская церковь, Спасский и Крестовоздвиженский соборы города Нарыма

4 / 18

В Нарыме. На заднем плане - Крестовоздвиженский собор. Из фондов Нарымского музея политической ссылки

Когда в 1601 году Нарымский острог получил статус города, то в одной из его башен была освящена часовня (то есть культовое здание без алтаря и престола). В 1610 году из Москвы приходит царский наказ: поставить в городе церковь. В 1612 (или в 1618) году стараниями воеводы Мирона Тимофеева сына Хлопова был возведен храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в честь Василия Великого. По преданию, убранство для новой церкви прислал недавно взошедший на престол Михаил Федорович Романов. Первый причт направил в Нарым архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан.

Этот храм сгорел во время пожара 1619 года, уничтожившего немало зданий в Нарыме. Нет сведений о церкви в Нарымском остроге, построенном после пожара и разрушенном наводнением 1630 года. Но в третьем по счету остроге, возведенном в 1632 году, новая церковь была снова освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Спасский собор

В конце XVII века Покровская церковь была перестроена в собор Всемилостивого Спаса с нижними алтарями Покрова Пресвятой Богородицы и святого Василия Великого. Как и все здания города, он был деревянный. Долгое время Спасский собор являлся центром духовной жизни Нарыма. Но место, выбранное для него, оказалось неудобным. Быстрое течение местных проток, мягкость почв, широкие разливы постоянно создавали угрозу для здания. В 1734 году Безымянная протока разрушила часть сооружений Нарымского кремля, в том числе – и храм. Вместо разрушенной церкви в 1737 году начинает возводиться деревянный собор, в котором восстановлены все престолы. Он был сооружен по благословению архиепископа Тобольского и всея Сибири Антония. В 1775 году храм капитально ремонтируется и повторно освящается. Но вскоре река смывает это строение.

История перенесенного на новое место Спасского собора нашла отражение в сохранившихся до наших дней Клировых ведомостях по 8 Благочинию.

В 1780 году по благословению Преосвященного Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского, тщанием горожан начинается строительство каменного, с деревянным верхом, собора, законченное к 1788 году.

Постепенно Спасский собор утрачивает свое главенство. Судьбу храма определило место расположения: Безымянная протока по-прежнему подмывала берега. В 1831 году  церковь была упразднена, а причт «уничтожен», то есть переведен в Крестовоздвиженский собор.

Клировая ведомость за 1860 год
с описанием Спасского собора.
Из фондов Государственного архива Томской области

С той поры в церкви числятся 2 придела: освященные в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Василия Великого. Также храм стал своего рода церковным музеем и архивом. Окончательное закрытие церкви с передачей ее имущества «кроме иконостаса» в Крестовоздвиженский собор произошло в 1883 году. В 1887 году святые мощи из-под престолов и антиминсы взяты Преосвященным Макарием в бытность его в г. Нарыме и лично переданы о. ключарю Томского кафедрального собора.

Единственное изображение Спасского собора
г. Нарыма.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки

Вода постепенно подмывала берег, а церковь ветшала. В 1916 году епископ Томский и Алтайский Анатолий озаботился состоянием храма, были произведены обмеры здания, епархиальный архитектор Н.В. Баумгартен и губернский архитектор А.И. Лангер получили задание разработать проект укрепления берегов Безымянной Протоки. Но шла I Мировая война, потом грянула революция, Гражданская война… Сейчас нарымчане еще показывают место, где стоял храм, но обнаружить его следы невозможно.

Предполагаемое место размещения Спасского собора.
2016 год.
Фотография
С.О. Недоговорова
Крестовоздвиженский собор
Общий вид города Нарыма с доминантой - Крестовоздвиженским собором.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки

История градонарымского Крестовоздвиженского собора уходит корнями в XVII век. Сперва шатровая деревянная Крестовоздвиженская церковь находилась далеко от центра Нарыма, в так называемой Камчатской слободе за протокой. Таким образом, город распадался на две части, и наличие в каждой из них храма превращало их в самостоятельные крепости. После пожара, опустошившего Камчатку, было решено отстроить Крестовоздвиженскую церковь в центре Нарыма. Новый храм с приделами в честь Успения Божьей Матери и в честь Николая Чудотворца был освящен в 1766 году. Он простоял почти полвека и начал ветшать. Потому в 1817 году состоялась закладка каменного собора. Строительство осуществлялось на средства прихожан и купца Алексея Семеновича Родюкова и к 1823 году было завершено. Собор имел три престола: во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня размещался в холодной церкви, а в теплых приделах справа был престол, освященный во имя Успения Пресвятые Богородицы, слева – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Нарым зимой.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки

С 1831 года Крестовоздвиженский собор становится главным храмом Нарыма, хранилищем реликвий. Гордостью собора была икона Знамение Абалацкой Божьей Матери в драгоценном окладе – главная святыня Нарымского края. Тут же хранилось напрестольное Евангелие 1717 года в драгоценном окладе, дароносица, два потира, пожертвованные купцами Богдановым и Родюковыми кресты, знамена и регалии Нарымских казаков. Престол собора был кован из серебра.

   

Клировые ведомости за 1860 год с описанием Крестовоздвиженского храма.
Из фондов Государственного  архива Томской области

 

Кроме того к Крестовоздвиженскому собору были приписаны 3 церкви: две в Нарыме и одна в селе Алатаевом. Также при храме имелась Женская церковно-приходская школа, открытая в 1894 году и Двухклассное приходское училище Министерства Народного Просвещения, открытое в 1911 году, а также приходские школы, существовавшие с 1896 года в поселениях Ильиной, Алатаевой, Городище, а с 1898 года – в Луговской.

 

Школа возле собора.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки

При храме имелась библиотека с 3 351 книгой, хранились копии метрических книг и исповедных росписей с конца XVIII века! На средства А.Д. Родюкова в прихрамовом сквере была устроена летняя читальня, где грамотные нарымчане могли получить доступ к книгам.

Штат церкви менялся – сперва в нем числилось 2 священника, дьякон и псаломщик, а позднее – 2 священника и 2 псаломщика. Собор имел не только усадебную землю с прицерковным погостом более 1 га, но и более 11 га пахотной и 132 га сенокосной земли. Ежегодные кружечные сборы составляли немалую сумму – примерно 1000 рублей ежегодно, и накопленные капиталы на сумму более 4000 рублей помещались в различные банки. Причт проживал в «специально для того построенных домах», но далеко не всегда это жилье было в хорошем состоянии. Иногда Клировые ведомости отмечают ветхость жилья, в том числе – и главного священника.

Причт получал неплохие доходы. Так священникам полагалось жалование по 300 рублей в год, псаломщикам – по 100, также доплаты от кружечных сборов. Главный священник имел дополнительное жалование за исполнение обязанности законоучителя и от Благочиния (за исправление должности) – выходило примерно 1000 рублей ежегодно. Доходы второго священника и псаломщиков были меньше.

Крестовоздвиженский собор. Уже закрыт, но еще не разрушен.
Из фондов Нарымского музея политической ссылки

Судьба Крестовоздвиженского собора похожа на судьбы других церквей России: гонения на религию, закрытие в 1930 году. Перед войной собор разобрали на кирпичи. В 2016 году принято решение о строительстве деревянного храма на месте бывшего Крестовоздвиженского собора.

Здесь стоял Крестовоздвижеский собор.
2016 год.
Фотография
С.О. Недоговорова