Коллегам / Научно-методическая работа

«Школа экскурсовода»

В Томском областном краеведческом музее им. М. Б. Шатилова (ТОКМ) сложилась многолетняя система методической работы со школьными музеями. В рамках совместного проекта с Департаментом образования администрации г. Томска «Музей в музее» с 2013 года проводится «Школа экскурсовода» для экскурсоводов школьных музеев г. Томска. В рамках проекта проходит ежегодный городской конкурс экскурсоводов школьных музеев «Музейный предмет рассказывает». 

Конкурсы экскурсоводов

В апреле 2013 г. на выставке Томского областного краеведческого музея «Гроза 1812 года» работали необычные экскурсоводы. Здесь прошел конкурс экскурсоводов, в котором приняли участие более 50 учащихся из 18 школьных музеев. Конкурсу предшествовала большая подготовка. Учителя и ученики были частыми гостями в музее, выбирая тему экскурсии, получая консультации. Результаты конкурса превзошли все ожидания – дети проявили себя талантливыми исследователями музейных предметов, заставили их «заговорить», проявили активность и творчество. В процессе подготовки они почувствовали себя причастными к большому делу, которому наш музей служит уже 90 лет. Так музейное, экскурсионное дело становится «нашим», общим и входит в жизнь детей надолго.

В 2015 году конкурс был посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, в нем участвовали представители 19 школьных музеев города Томска. О тематике выступлений говорят названия экскурсий: «Была война», «Трудовой подвиг», «Герой Советского Союза А.Ф. Лебедев», «Картина В.И. Лапина. Герой Советского Союза Мария Васильевна Октябрьская», «Ковалев Иван Михайлович. Воин. Учитель. Поэт», «Эти письма эпохи войны», «Слово об учителе. Аттестат 1942 года», «Правда побеждать», «Военные каски», «Секреты солдатского вещмешка». Третьеклассники из музея СОШ № 32, который носит имя Боевой Славы 19-й гвардейской дивизии, рассказали о вещмешке, который был передан в музей ветераном этой дивизии, Ларионовым Сергеем Кондратьевичем, прошедшим с ним всю войну. Экскурсоводы музея истории СОШ № 19 рассказали об изготовлении на Томской спичфабрике знаменитого «Коктейля Молотова». Экскурсоводы музеяСОШ № 34 в своей экскурсии рассказали о «Фронтовых дорогах разведчика В.В. Графчикова».

Участниками конкурса «Музейный предмет рассказывает-2016» были 60 юных экскурсоводов из 26 образовательных учреждений г. Томска. Большое количество участников конкурса и высокий уровень их подготовки еще раз показали, что понимание «чувства Родины», а значит и воспитание патриотизма начинается со школьной скамьи.

Многие школьные музеи хранят предметы, связанные с историей пионерской организации школы. «По волнам пионерии» - экскурс в историю  неполной средней железнодорожной школы № 42 сопровождался показом музейных предметов, фотографий и документов школьного музея, который по праву носит громкое имя «Патриот». О лыжах из карельской березы и выпускниках школы, спортсменах-лыжниках, героях Великой Отечественной войны, рассказали экскурсоводы музея Истории лицея № 1 им. А.С. Пушкина. Дети рассказывают о «Каске солдата», «Священной земле села Голая Долина», истории томских госпиталей, фронтовой судьбе Губина Николая Ивановича, «Полевой кухне» и многом другом. В этом году все участники конкурса получили в подарок учебник – «Пособие для начинающих экскурсоводов».

http://tomskmuseum.ru/ru/news/1061/ .

 

Уроки в школе экскурсовода

…С чего начинается Родина, с чего начинался родной город и личная семейная история? Ответить на эти вопросы помогут представленные выставки музея. «Уезд. Губерния. Область» и «Сибиряки вольные и невольные». Знания, полученные в «Школе экскурсовода», могут применяться в краеведческих исследованиях, музейной работе, а также и на уроках истории, литературы, географии. Практическое занятие по экскурсионной работе провели лучшие экскурсоводы музея.

В музее «Истории развития народного образования»

… В СОШ № 41 учащиеся сели за настоящие школьные парты в Музее истории развития народного образования. Урок был посвящен экскурсионному делу. Проверку домашнего задания дополнил рассказ об этнографической карте Томской области. В заключение мероприятия экскурсию провела руководитель музея Валентина Григорьевна Пшеничкина, отличник народного просвещения СССР, 40 лет посвятившая музейному делу.

В музее поэта Николая Клюева

Занятия по музейному и экскурсионному делу продолжились знакомством с музеем поэта Николая Клюева, который находится вСОШ № 58. Об истории создания музея, его исследовательской и проектной деятельности, сотрудничестве с Томской писательской организацией, обществом «Мемориал» и музеями города рассказали его руководитель Погребняк Галина Николаевна и член Совета музея Красногорцева Аня. О творчестве поэта и превратностях его судьбы мы узнали из экскурсии по школьному музею. 

Уроки в музейных фондах проводят научные сотрудники, хранители фондов музея Малофиенко Елена Анатольевна и Брянская Анна Викторовна..

Экскурсоводы школьных музеев города знакомятся с правилами хранения музейных предметов, посетили выставку открытого фондохранения «Коллекция антикварной мебели». Хранитель фондов, старший научный сотрудник Е.А. Малофиенко рассказала ученикам о правилах хранения и провела эксклюзивную экскурсию в подземелье старинного особняка господина Асташева, где духи и привидения помогают охранять музейные фонды.

…Практические занятия  учебные экскурсии прошли на выставках «Кладовая ремесел» и «Боевая слава Томичей».

…Знакомство с культурно-образовательной работой музея прошло в музейных залах, где ученики знакомились с тайнами музейных предметов. Интерактивная программа «Музейные головоломки» прошла с участием мастерицы китайских чайных церемоний Лин Лань (с.н.с. Т.Ю. Назаренко).

…Знакомство с научно-исследовательской работой музея и языком исторической науки прошло в форме путешествия по реке История, в которую впадают исторические источники, помогающие воссоздавать прошлое.

…На уроке ребята познакомились с экспозиционной деятельностью музея и узнали о том, как научно-экспозиционная работа отражается в экскурсионной деятельности…

Риторика в экскурсионном деле

Юные экскурсоводы узнают о том, как развивалось искусство красноречия, от древнегреческих традиций до наших дней, как готовиться к выступлению, о секретах успешных ораторов. В общем, о том, как проводить экскурсии и при этом «потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий» (М.М. Сперанский).

После лекции проходит тренинг по технике речи и постановке голоса, его проводит сотрудник музея Олеся Александровна Жирнова. Это занятие, также ставшее у нас традиционным, всегда проходит весело и с пользой для юных экскурсоводов. После него все расходятся воодушевленные и наполненные новыми знаниями. Но ребятам, конечно, нужно продолжать самостоятельную работу по развитию своих талантов.

Фото: артикуляционная гимнастика

Домашние задания

Уроки в «Школе экскурсовода» начинаются с проверки домашнего задания, один из примеров его творческого выполнения представили ученики из школы № 15 из литературного музея им. Галины Николаевой. Их коллективная работа «Музей в моей жизни» заняла достойное место в экспозиции, посвященной истории этого музея. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В «Школе экскурсовода» есть творческие домашние задания, например, ответить на вопрос «Зачем люди ходят в музеи?». Вот как это сделали ученики школы № 2 («Комната-музей истории школы №2», руководитель Еговкина Лидия Николаевна).

«Говорить о  роли музея в жизни современного человека довольно сложно. Если спросить у подростка: «Ты был в музее?», можешь услышать ответ: «Это скучно». Но для меня это место обретения новых знаний. Как школа! Только на наглядных примерах все можно быстрее запомнить и понять. Может быть, для кого-то это скучно, но я люблю смотреть, сопоставлять и анализировать». (Енина Варвара, 8 кл.).

 «Мне кажется, что у всех свои причины для того, чтобы посещать музеи, да и музеи же разные. Вероятно, люди посещают музеи потому, что в музеях есть что-то иное, то, чего не встретишь в повседневной жизни. Смена обстановки всегда притягивает людей. А еще музеи помогают узнать историю нашей страны, историю мира и жизни человека на земле. Музей в моей жизни играет важную роль. Посещая музей, я могу узнать много нового о самых разных вещах. Я могу полюбоваться красотой. В музее царит совсем иная атмосфера, музей – это отдельный мир». (Шатруков Сергей, 8 кл.).

По-новому взглянуть на современную жизнь и исторические источники ребятам помогло выполнение домашнего задания по теме «Мы и наш быт как исторический источник для будущих историков».

«Я недавно задумалась, а что же останется после нас? Что через 100 тысяч лет археологи смогут сказать о нас? Наверное, потомки так же, как и мы,  будут выезжать на раскопки, а может быть, техника дойдет до таких масштабов, что они смогут с помощью специальных рентгенов сканировать землю… А может,  такие же, как и мы подростки, будут сидеть и размышлять: «А что же останется после нас?». (Енина Варвара, 8 класс, школа № 2, Музей истории школы). 

«Музейный предмет рассказывает»

Ребята пишут истории о музейных предметах  и их значении. Историю об автомате ППШ, от его изготовления на заводе до участия войне, Параде Победы и встречи с детьми в краеведческом музее рассказал Камбалин Даниил, 34 школа, 7 класс, «Музей истории школы и микрорайона».

«В музее мне больше всего понравилась белая полярная сова. Совы  удивительные птицы, а  для меня они еще и волшебные. Когда я была маленькая, я считала, что полярные совы являются помощниками Снежной Королевы и на своих крыльях приносят снежные бури…. В  будущем я хотела бы стать суперменом для животных, то есть ветеринаром. Ведь животные -  меньшие наши друзья, которых надо защищать и заботиться о них. …Зачем люди ходят в музеи? Не для того, чтобы просто убить свое время, а для того, чтобы узнать о том, что было до того, как они родились, как жили до них, что делали, и как развивался мир». (Степаненко Лена, 15 школа, 8 класс, «Литературный музей им. Галины Николаевой»).

 

Топонимика площади Ленина (Базарной) и посещение Планетария

…Тематическая экскурсия по выставке «Под созвездием Большого лося. Тайны кулайского мироздания» была дополнена просмотром фильма «Железные люди», который знакомит с археологами, художниками и исследователями древней истории нашего края. Ребятам предложено выполнить домашнее задание в виде творческой работы, сделать рисунок или написать сочинение о таинственных кулайцах. 

Ученик СОШ № 42 Аплин Камиль, обучающийся в художественной школе, сделал замечательный яркий акварельный рисунок «Жизнь селькупов», а ученица 5 класса СОШ № 2  Дерпак Полина нарисовала лося, давшего название выставке.

В своем рассказе Чернов Андрей, экскурсовод музея «Патриот» СОШ № 42, написал:

«Вот и прошло еще одно чудесное занятие, мы открыли для себя еще одну реку в могучем океане истории нашего края. И эта информация навсегда отложится в наших закромах памяти, ведь это замечательно, когда человек знает историю своей малой РОДИНЫ».

Домашнее задание по теме «Топонимика» показали учащиеся 7 класса 34 школы Бушуев Святослав, Копейкин Василий и Жданов Роман. Они самостоятельно изучали историю «Биржевого корпуса» и показали презентацию на данную тему.

Учащиеся получают домашние задания, выполнение которых поможет в дальнейшей краеведческой и экскурсионной работе школьных музеев. Это выполнение работ по топонимике, зарисовки и исследования, творчески оформленные впечатления от посещения выставки «Созвездие Большого лося: Тайны кулайского мироздания».

Исследовательскую работу по топонимике города представил музей СОШ № 28. Ученица 7 класса Суворова Алена познакомила со своим исследовательским проектом «Языковое пространство города Томска». Ребята из музея Заозерной школы № 16 приготовили сообщение по топонимике Новособорной площади и пешеходную экскурсию по Базарной площади.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последнее в 2015–2016 учебном году занятие в «Школе экскурсовода» было полно сюрпризов. В начале занятия ребята увидели процесс создания выставки «От гостиного двора до обеденного стола», где смогли задать свои вопросы научным сотрудникам Е.В. Лилявиной и Р.К. Камалетдинову, художнику А. Шафер и мастеру В.И. Шнайдеру.

Большой интерес у ребят и их наставников вызвала презентация фотографий с прошедших занятий, на школьном языке это называется «повторение пройденного материала». Мы увидели свои уроки и экскурсии, прошедшие на разных выставках, в разных музеях и в памятных местах нашего города.

Последний в 2016 году урок по экскурсионному делу прошел необычно, в нем участвовал Учёный кот. У нас в школе появился настоящий учебник, в котором Ученый кот-экскурсовод ведет музейные уроки для начинающих экскурсоводов. Учёный кот пожелал ребятам успехов и торжественно вручил пособие детям. Пособие поможет экскурсоводам школьных музеев лучше подготовиться к экскурсиям, а также к конкурсу городских школьных музеев «Музейный предмет рассказывает»

Пособие предназначено для экскурсоводов школьных музеев, а также для всех, кто хочет научиться проводить экскурсии. В работе над пособием помогло прохождение стажировки «Музейная экскурсия: теория и практика», прошедшей в Российском этнографическом музее. Поездка состоялась благодаря грантовой поддержке Благотворительного фонда В.М. Потанина.

http://museum.fondpotanin.ru/projects/8904215