Курильницы (сосуды для воскурения благовоний) всегда были в Китае и сопредельных странах особо важным предметом. Дым очищал пространство, помогал верующему настроиться на нужный лад (например, для медитации). С помощью дыма чествовали предков, даосских божеств и будд – аромат благовоний был подарком для них. Китайские врачи использовали особые смеси для оздоровительного влияния на тело и дух больного.
В курильницы помещали разные виды благовоний – от порошка до палочек, причём в состав благовоний могли входить компоненты растительного (сандал, камфора, алойное дерево, травы) и животного (амбра, мускус) происхождения.
Подношения на танке с изображением буддийского божества богатства, Вайшраваны. Подношения символизируют пять чувств: лютня – слух, зеркало – зрение, плоды –вкус, шёлковый шарф – осязание, раковина с курящимся благовонием – обоняние. Монголия. XIX в.
ТОКМ 3114/224
Столик с буддийскими культовыми предметами на танке с изображением Дзанабадзара, первого главы монгольских буддистов. Среди прочего на столике стоит курильница с зажжённым благовонием. Урга (Монголия), XVIII–XIX вв.
ТОКМ 3114/234
Курильницы появились ещё в III в. до н.э., а к началу ХХ в. использовались в китайских храмах всех религий, дворцах и простых домах. Курильницам придавалось множество форм: треножники, шкатулки, цветы, животные, павильоны и пагоды.
Курильница, которую вы видите сейчас, связана с буддизмом.
Она выглядит как пагода между двумя рыбами. Пагода, многоярусная башня с изогнутыми крышами, появилась в архитектуре Китая в III веке благодаря буддийским зданиям «ступа». В ступах буддисты хранят свои реликвии –тексты, скульптуры, а порой даже прах святых. Образ ступы также связан с духовным восхождением, путём буддиста к Просветлению.
Курильница. Китай. XIX в. Медный сплав. Высота – 7,5 см, ширина – 10,2 см.
ТОКМ 3114/278
Пара рыб в буддизме входит в группу Восьми Благоприятных Символов (символов, приносящих удачу). Золотые рыбки указывают на способность не утонуть в Сансаре – круговороте перерождений. Буддисты верят, что нужно прекратить бесконтрольные перерождения, взять свою жизнь в свои руки. Однако этот философский смысл понимали не все: для большинства людей парные рыбки означали просто богатство и изобилие.
На выставке «Диалоге о буддизме» вы можете увидеть ещё одну курильницу XIX в., подаренную музею в 1927 году одним из жителей Томска. Сделана она в виде волшебного зверя из китайской мифологии, единорога Цилинь. Голова его держится на шарнире, а если бы в нём вновь были зажжены благовония, то дым бы выходил прямо из пасти. Эту курильницу также могли использовать и для дома, и для храма. Она не имеет никаких признаков, благодаря которым её можно было отнести к той или иной религии. Цилинь мог служить охранителем как в буддизме, так и в даосизме или культе предков.
Курильница в виде Цилиня. Китай. XIX в. Медный сплав. Высота – 22,5см, ширина – 16,5 см
ТОКМ 3114/287
Что это за животное Цилинь, и имеет ли оно отношение к буддизму?
Вообще Цилинь существовал до появления учения Будды в Китае и был больше связан с народной религией. Это волшебное создание имело один рог, туловище оленя, чешую дракона, шею волка, копыта и гриву коня, хвост быка, пятицветную или жёлтую шерсть (то есть, либо цвета пяти стихий, либо цвета элемента Земли, объединяющего все остальные стихии). Такое невероятное существо удостоилось звания предводителя всех животных, но на этом его чествование не закончилось. Считалось, что Цилинь появляется перед людьми только тогда, когда в мир приходит великий человек, правитель или мудрец, и самая известная легенда о китайском единороге – это предсказание о рождении самого Конфуция. В буддизме есть похожая идея, что великий человек может стать или великим царём, или великим подвижником, и самый яркий пример этого – Будда Шакьямуни, основатель буддизма: ему предрекали великолепное царствование, но он выбрал духовную стезю.
Конфуций и Будда, обнимающий Цилиня (фрагмент), XVв. Шёлковый свиток на доске, тушь. Художественная галерея Фрира (США)
Изображения Цилиня бывали разными: картины, курильницы, скульптуры, рельефы на стенах. Они должны были призвать в дом мужское потомство (выражение «стопы Цилиня» означало талантливую молодёжь), обеспечить владельцу долголетие (Цилинь жил несколько тысяч лет), а также защищать от злых духов и неприятных событий, ведь, по крестьянским поверьям, Цилинь мог впасть в ярость, если порядочному человеку что-то угрожало. Как защитник Цилинь «перекочевал» и в буддийские храмы – его скульптуры ставили у входов, чтобы он наравне с другими животными-защитниками оберегал обитель Будды.
Ещё Цилинь удостоился чести стать ездовым животным одного из самых популярных божеств буддизма – Гуань-Инь (Авалокитешвара). Выбор пал на Цилиня неслучайно. Единорог понравился буддистам, потому что обладал особым миролюбием. Цилинь ходил не по траве, а по воздуху, чтобы не раздавить ни одного насекомого (из-за этого изображали стоящим на четырёх цветках лотоса, символе чистоты), и его рог был мягким, чтобы никого не ранить. Если в традиционной китайской философии эта добродетель Цилиня звалась человеколюбием, о котором много говорил Конфуций, то в буддизме на первое место вышло сострадание ко всем живым существам. Гуань-Инь же как раз и есть бодхисаттва сострадания. Бодхисаттва – существо, которое не только достигло Просветления, но ещё и дало обет спасти абсолютно всех живых существ – людей, богов, полубогов, животных, голодных духов и демонов. Можно сказать, что ездок и ездовое животное нашли друг друга – в сострадании.
Бодхисаттва Гуань-Инь на Цилине. Китай. XVIII в. Медный сплав, сусальное золочение, пигменты, грунт. Высота – 50, ширина –32. ТОКМ 3114/152
Если вам понравились буддийские артефакты нашего музея, вы можете увидеть больше на выставке «Диалоги о буддизме» (Ленина, 75).