В годы Великой Отечественной войны в г. Томске и на территории Томской области были размещены: – правительственных учреждений СССР и РСФСР – 7; – промышленных предприятий с оккупированных районов, гг. Москвы и Ленинграда – 37; – иных учреждений и организаций – 13; – НИИ – 9; – научных учреждений – 5; – вузов и техникумов – 5; – военных учебных учреждений – 6; – прочих учебных заведений – 7; – учреждений культуры – 3. Более 60 000 чел. эвакуированных стали на годы войны томичами.
Воспоминания людей, работавших в годы Великой Отечественной войны на предприятиях Томска доносят до нас напряженный ритм жизни тех лет. Ветеран Государственного подшипникового завода Владимир Яковлевич Кузин был эвакуирован в Томск из Одессы в 1942 году. Инженер завода «Электросила» Устименко – в 1941 из Ленинграда. Каждый из них, работая на отдельном участке трудового фронта, может рассказать о буднях военного Томска. Но в воспоминаниях ответственных советских и партийных работников четко видна целостная картина. Именно этим людям мы обязаны тем, что эвакуированные предприятия начинали работать буквально «с колес», в рекордно короткие сроки.
Познакомиться с воспоминаниями тружеников тыла можно в архиве и библиотеке ТОКМ.
Вы можете озвучить отрывки из воспоминаний, рисующие ситуацию в промышленности города Томска в начале Великой Отечественной и выслать его на почту markele@mail.ru , разместить на своей странице в социальных сетях с хештегом #голосаПобедыТомск.
Владимир Яковлевич Кузин, ветеран ГПЗ-5.
В Томск мы приехали 21 ноября 1941 года. Это была для нас, учеников Одесского ремесленного училища, вторая эвакуация. В первую нас отправили в ночь на 22 июля. Голодно было. За всё время пути первый раз жидкое питание мы получили в Ульяновске. В Томск мы приехали, когда уже были большие морозы, а у нас ни у кого одежды тёплой не было: только шинель, ботиночки и фуражка ремесленная. Потом жили в общежитии, на втором этаже шарикового цеха (сейчас Пушкина, 63, стр. 28, здание Томского экономико-промышленного колледжа — прим. ред.). Почти вся наша группа была включена в шлифовально-сборочный цех. Одновременно мы учились. Я научился ремонтировать самые разные вещи: от кортиков до автомобилей. Даже входил в ремонтную бригаду: к нам доставляли трофейные немецкие машины, и мы их восстанавливали. За хорошую работу заслужили для завода грузовичок «Форд» с низким металлическим бортом. До этого у нас только одна лошадка на весь завод была, она возила и металл в кузницу, и всё, что надо, по цехам.
Товарищ Устименко, инженер завода «Электросила», эвакуированного из г. Ленинграда.
15 октября 1941 года завод отозвал меня по решению Военного Совета. Работал технологом и наладчиком оборудования по изготовлению боеприпасов для фронта. До января 1942 года работал в блокадном Ленинграде, пережил все ужасы обстрелов, бомбёжек, голодал, дошёл до полного истощения, и меня поместили в стационар при заводе. 12 января 42 года нас из стационара направили на «большую землю» в Москву самолётом. Там меня лечили от дистрофии до конца марта, а потом распределили по городам страны. Так я попал в Томск.
Я был ещё очень слаб, но постепенно возвращался к жизни. Томск меня поразил после Ленинграда: ни бомбёжек, ни обстрелов, ни тревог, ни затемнения т.е. не было светомаскировки. Приняли меня хорошо. Здесь я встретил много ленинградцев: Федулова, Быкова и многих своих товарищей, эвакуированных в 41 году.
Тиркунов Алексей Иванович, секретарь Томского ГК ВКП(б) по промышленности и транспорту.
Одной из первых прибыла в Томск электростанция из Белоруссии. Выехали люди прямо из-под бомбёжки, некоторые рабочие были ранены – их сразу отправили в госпиталь. Оборудование тоже изрядно было повреждено – восстановили. Собрали турбогенераторы по всему городу – электростанция вошла в строй.
Под открытым небом начал работу в Томске ленинградский завод «Электросила». Нужно было три заводских корпуса – девять тысяч квадратных метров. Ну где же в Томске найдёшь такие площадки под оборудование? Всё возводили на пустыре. Станки пустили, когда над головой хмуро висело осеннее небо. Не покладая рук, не зная отдыха и забывая про усталость, спешили рабочие пустить завод, дать первую сибирскую продукцию. Крышу сделали, а отапливать чем? Проложили узкоколейку, подогнали паровоз, который вырабатывал пар, подключили, наконец, к электростанции политехнического института. Завод работал в полную силу.
Кашуткин Петр Викулович, первый секретарь Кировского райкома партии.
Вместо отбывших на фронт рабочих на заводы всё больше приходило подростков – мальчишек и девчонок. Они буквально рвались на производство, чтобы помочь фронту своим трудом. Тысячи молодых рабочих надо было обучить заводским профессиям. Как сделать это, никто не знал. Одни предлагали организовать курсы по обучению рабочим профессиям, другие советовали расширить сеть APE? Третьи рекомендовали создать ученические звенья в цехах. Это взбудоражило мысли, давало толчок энергичным поискам решения. Вскоре в райком пришёл кадровый рабочий электролампового завода коммунист Елисеев, рассказал, как к его токарному станку тянутся молодые рабочие. Он уже обучил шестерых мальчишек и двух девчонок токарному делу и решил обучить в ближайшее время ещё тридцать. Мы изумились и обрадовались: вот и найдено решение! Метод Елисеева был одобрен. Скоро на всех заводах и фабриках Томска развернулось производственное обучение новичков путём шефства над ними опытных рабочих. К весне 1943 года в Томске было 500 комсомольско-молодёжных бригад, а в них – около 12 000 человек. На заводе режущих инструментов прославились комсомолки Калугина, Иванова, Петухова, выполнявшие нормы на 500 – 650 %, Володя Меркулов стал первым тысячником завода.
Цехановский Александр Иванович, работник Тимирязевского леспромхоза.
До зимы лес доставляли на Нижний склад к Томи и по течению реки сплавляли к Черемошникам на лесоперевалочный комбинат. Пришла зима – Томь застыла. Что делать? Возить не на чем – лошадей мало. Стали искать выход. Родилась идея зимнего сплава.
Прорубили во льду лоток метра два шириной. Подвозили к реке крепёжный лес, сталкивали в воду. Люди шли вдоль лотка с баграми и подталкивали брёвна по течению. Зима стояла суровая, морозы бывали жуткие – лоток, конечно, перемерзал. Тогда выходили на помощь томские студенты, рабочие других предприятий и рубили лёд. Такая вот была форма доставки леса. А там уж – на железнодорожные платформы и в Кузбасс, на крепежи в шахты.