ОТДЕЛЫ МУЗЕЯ / Филиал Музея Победы / Голоса победы

Ефанов Леонид Дмитриевич

51 / 51

1925 г.р., житель г. Томска, в прошлом участник Великой Отечественной войны, доцент кафедры истории КПСС ТГУ.

В 1941 г., после окончания 9 класса, пошел работать электриком на завод «Труд» г. Новосибирска. В 1943 г. был призван на фронт. Воевать начал в 282 дивизии 9 Армии в пехоте. Был ранен и после лечения отправлен на радиокурсы. Участвовал в освобождении г. Витебска, Риги, Кенигсберга. Войну закончил в Польше. После демобилизации в 1948 г., приехал в Томск, закончил 10-й класс в вечерней школе №6. В 1949 г. поступил в ТГПИ на исторический факультет. После окончания института в 1953 г. был направлен в г. Колпашево в Учительский институт. В 1956 г. был направлен в горком КПСС г. Колпашево штатным лектором, где проработал до 1962 года. В августе 1962 г. поступил на работу в ТГУ и прошел путь от ассистента кафедры истории КПСС до доцента. В 1969 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1995 г., уйдя на пенсию, ещё 20 лет проработал учителем истории в вечерне-сменной школе №4 г. Томска.

 

 

  Имеет награды:

- орден Отечественной войны II степени;

- медаль «За боевые заслуги»;

- медаль «За взятие Кенигсберга»;

- медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;

- медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;

- медаль «За трудовое отличие»;

- медаль «За заслуги перед Томским государственным университетом»;

- медаль «Ветеран труда»;

- нагрудный знак «За отличные успехи в работе», юбилейные медали.

Познакомиться с воспоминаниями Леонида Дмитриевича Ефанова можно в библиотеке ТОКМ.

Вы можете озвучить один или несколько фрагментов его воспоминаний и выслать его на почту markele@mail.ru , разместить на своей странице в социальных сетях с хештегом #голосаПобедыТомск

Леонид Дмитриевич Ефанов, труженик тыла, пехотинец.

Мною и моими сверстниками владела страсть иметь значки. К 22 июня я являлся обладателем значков ГТО, ПВХО, «Юный ворошиловский стрелок». При сдаче экзаменов на каждый значок комиссии предъявляли высокие требования. Приходилось основательно готовиться. Мы их с гордостью носили на груди. Парнишками мы были сильно политизированными. Следили за газетами, журнал «Огонёк» прочитывали от первой до последней страницы. К нам в школу приходили командиры Красной армии, которые воевали у озера Хасан. Подтянутые, красивые, на вид очень боевые. Разгром японцев под командованием Жукова в районе реки Халхин-Гол в 1939 года создавал представление о лёгкой победе над врагом. Нам многого недоговаривали. Как мы, ученики 8-го класса, отнеслись к заключению договора СССР с Германией о ненападении в августе 1939 года? На одном из уроков географии наш замечательный учитель старой закалки, мудрейший из мудрейших, глубоко нами почитаемый Евгений Петрович Обнорский сказал: «Оттого, что мы заключили договор с Германией, дело не меняется. Запомните, фашисты есть фашисты...». Его авторитет был настолько велик, что другую трактовку этого факта мы уже не воспринимали.

Леонид Дмитриевич Ефанов, труженик тыла, пехотинец

 Двадцать второе июня 1941 года меня застало в пионерском лагере, где я трудился в качестве пионервожатого. Мне тогда было полных 16 лет. Мы, пионервожатые, составили хорошие планы, в которых предусматривалась, в частности, общелагерная военная игра («белые» и «красные»), где обязательно должны победить «красные». И вдруг по радио извещают о том, что через несколько минут будет оглашено важное правительственное заявление. У нас в пионерском лагере имелся один рупор (чёрная тарелка), установленный около столовой. Мне услышать выступление Молотова не пришлось, так как в это время я с отрядом находился в лесу. А когда пришли, увидели слёзы у ребятишек. Мои мальчишки и девчонки, узнав, в чем дело, тоже заревели. Малолетки как-то острее почувствовали горе войны, чем я. На это имелась причина: папы у многих служили в армии, и некоторые недалеко от границ на западе. Я отлично помню своё состояние, свои чувства. А они выглядели так: не дай Бог быстро закончится разгром фашистов, и я не побываю на фронте. Моё желание принять скорее участие в разгроме немцев было вполне объяснимо. Семья наша (две сестры и родители) была патриотически настроена. Отец беспартийный, но все мероприятия партии и правительства принимал «на ура».

Леонид Дмитриевич Ефанов, труженик тыла, пехотинец.

После колхоза я в десятом классе проучился месяца полтора. Мог бы спокойно окончить школу и получить аттестат зрелости. Материальное положение семьи это позволяло. Имелись своя корова, куры, огородик. На поле сажали картошку, за рекой Иней выращивали капусту. Там же в кустах рвали траву, складывали в мешок и несли домой бурёнке. Словом, условия жизни позволяли учиться, но в такое время, когда плакаты на каждом шагу напоминали: «Чем ТЫ помог фронту?», учиться здоровым молодым людям нельзя. Совесть не позволяла. Надо работать.