Много ли может рассказать типовой предмет, попавший в музей?. Значительно больше, чем кажется.
Вот перед нами немецкий стальной шлем М 40 – М 35. Такие до сих пор нередко находят поисковики на местах былых боёв. Каска принадлежала, носившему её солдату. А предмет, тем не менее, рассказывает не только о том, как был экипирован солдат гитлеровской армии.
В 2013 году принес каску в наш музей томич, Пётр Яковлевич Семёнов. Его дочь сейчас живёт в Новороссийске, «антиквариат» ей подарил знакомый, а она передарила его отцу. Но кусок старого железа пришёлся не ко двору. Отец Петра Яковлевича, Яков Семёнов воевал с фашистами, и сыну было неприятно иметь дома часть вражеского обмундирования. Поступил он правильно – передал каску в музей, ведь музей собирает свидетельства о прошлом.
И каком прошлом!
Коллекция фронтовых фотографий Кондратьева В. А.
Каска привезена с мест боёв под Новороссийском. Тут в 1942–1943 годах шли напряжённые бои. Хозяин этой каски останется для нас безымянным, безликим врагом. Судьбу мы его, впрочем, знаем: он был убит – иначе не тлело бы его обмундирование в советской земле. А вот судьбу советского бойца, убившего врага, мы не знаем. Хочется надеяться, что остался жив и в этом бою, и в других, порадовался 9 мая Победе и вернулся домой…
Историческая справка: Новороссийская операция (1942) — оборонительная операция войск Северо-Кавказского фронта, проведённая во взаимодействии с силами Черноморского флота и Азовской военной флотилией во время Великой Отечественной войны, проведённая в ходе битвы за Кавказ с 19 августа по 26 сентября 1942 года.
После срыва советскими войсками замысла немецкого командования по ведению на Кавказе операции «Эдельвейс» правительство Третьего Рейха решило овладеть Новороссийском и далее производить наступление вдоль побережья Чёрного моря по направлению к Батуми. Для выполнения этой задачи предназначалась 17-я полевая армия группы армий «А». На Новороссийск удар наносили 5-й армейский и один кавалерийский корпус Румынской армии. В ходе операции эти войска были усилены тремя пехотными дивизиями 11-й армии переброшенными с Керченского полуострова. Одновременно с этим из района Черкесска в направлении Сухуми через перевалы Главного Кавказского хребта наступал 49-й немецкий горнострелковый корпус.
Стремясь объединить усилия войск и флота для обороны Новороссийска и Тамани, советское командование 17 августа 1942 года создало Новороссийский оборонительный район. В него входили 47-я армия, 216-я стрелковая дивизия из состава 56-й армии, Азовская военная флотилия, Темрюкская, Керченская, Новороссийская военно-морские базы и сводная авиационная группа (237-я авиадивизия и части ВВС Черноморского флота). Командование НОР поручалось генерал-майору Г. П. Котову. Его заместителем по морской части был назначен командующий Азовской флотилией контр-адмирал С. Г. Горшков. Им была поставлена задача не допустить прорыва противника к Новороссийску, как с суши, так и с моря. Оборону с суши должна была осуществлять 47-я армия совместно с морской пехотой. Защита базы с моря возлагалась на береговую артиллерию, корабли военно-морской базы и авиацию.
Были предприняты меры по созданию прочной обороны, но к середине августа готовность оборонительных рубежей составляла лишь 20 %.
Войска Новороссийского оборонительного района, ослабленные в предыдущих боях, уступали в численности противнику: по артиллерии и миномётам в 7 раз, по пехоте в 4 раза, по танкам и авиации в 2 раза.
Новороссийско-Таманская операция (Новороссийско-Таманская стратегическая наступательная операция) — стратегическая военная операция Рабоче-Крестьянской Красной Армии против вермахта в ходе Великой Отечественной войны с 10 сентября по 9 октября 1943 года. Операция, длившаяся 30 суток, была заключительной частью битвы за Кавказ.
В результате наступательных боёв в течение весны и лета 1943 года войска Северо-Кавказского фронта вплотную подошли к сильно укреплённому рубежу гитлеровцев на подступах к Таманскому полуострову — «Голубой линии». На этом рубеже оборонялись войска 17-й армии группы армий «А».
В соответствии с планом операции 18-я армия совместно с силами Черноморского флота наносила главный удар на Новороссийск и далее на Верхнебаканский и Анапу, 56-я армия — на станицы Гладковскую и Гостагаевскую, 9-я армия — на Курчанскую и город Темрюк.
10 сентября началась Новороссийская десантная операция. 16 сентября Новороссийск был полностью освобождён.
Завершаюший этап (2-9 октября)
56-я армия в ночь на 2 октября форсировала реку Старая Кубань. Вражеская оборона между Ахтанизовским и Кизилташским лиманом была смята. 4 октября была освобождена станица Вышестеблиевская.
Затем войска 56-й армии повернули в тыл частям противника, оборонявшимся на севере Таманского полуострова. Так таманская группировка фашистов была расколота на две части. В ночь на 7 октября враг оставил Ахтанизовскую и отошёл в район Кучугур.
В одно и то же время войска 56-й армии вели наступление у Старотитаровской, а части 18-й армии наступали по южному берегу полуострова. 18-я армия прорвала оборону немцев у станицы Веселовки и 3 октября освободила Тамань.
Вещи, долго пролежавшие в земле, редко выглядят презентабельно. Так что прежде, чем попасть в музейную витрину, каска побывала в руках реставратора. А для того, чтобы она выглядела правильно, требовалось провести немалую исследовательскую работу.
В середине 1930-х годов немецкие военные специалисты пришли к выводу, что шлем образца 1916 года М16 не вполне соответствует требованиям эпохи: он был разработан для защиты в первую очередь от свинцовых шрапнельных пуль, однако в 1930-е годы шрапнель уже не являлась основным типом артиллерийских снарядов к полевой артиллерии, и армейский шлем должен был обеспечивать защиту от более крупных и тяжёлых осколков осколочно-фугасных снарядов, пуль пистолетного калибра, от ударов штыком или прикладом и от попадания обломков каменных зданий при ведении боев в городской черте.
Для разработки нового варианта стального шлема были привлечены конструкторы, которые совместно с военными сумели подобрать оптимальное сочетание защитных свойств шлема при уменьшении его массы, попутно были решены некоторые другие вопросы: удешевление и технологичность производства.
Изменение роли пехоты в войне, увеличение её мобильности, отказ от позиционных боёв, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, привели к уменьшению размеров козырька и назатыльников. Шлем стали штамповать с помощью пресса из плоской заготовки легированной углеродистой стали с добавлением молибдена. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм.
Шлем из такой стали выдерживал давление до 220 кг на мм², что обеспечивало защиту даже от крупных осколков и пистолетных пуль. Масса М35 составляла примерно 1300 грамм. В результате немецкий шлем М35 визуально стал более обтекаемым и пластичным, а его контур — более изысканным и стильным.
Также стоит отметить что германский шлем, благодаря своему характерному силуэту и в силу того, что в бою чаще всего видны головы солдат, работал и как система опознавания “свой-чужой” и позволял немецким солдатам на расстоянии визуально различать противников и союзников.
К началу Второй Мировой войны немецкий шлем М35 по праву считался лучшим образцом защитного вооружения. Подшлемник из восьми кожаных (иногда девяти) лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху кожаным шнуром (в процессе эксплуатации заменялся подручным материалом, например, обычными обувными шнурками). Подбородочный ремешок, предназначенный для фиксации шлема на голове (чтобы шлем не слетал с головы), изготавливался из телячьей кожи. Рамочная пряжка надежно фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара. Для крепления всей конструкции подшлемника непосредственно к шлему использовались три кламмера.
Стоит отметить, что немецкий шлем благодаря конструкции стандартного подшлемника образца 1931 года очень удобно сидел на голове, а использование при его изготовлении такого натурального материала как телячья кожа позволяло солдатам носить шлем длительное время в бою, не снимая его.
В 1940 году происходит модернизация шлема М35: сталь изменила состав, вместо молибдена стали использовать силикат марганца (здесь также стоит упомянуть о том, что в 1942 году появилась новая модель шлема М42, в этой модели ухудшилось качество металла, из которого изготавливался шлем, он стал мягче. От легирования и от добавок молибдена и марганца пришлось отказаться (стратегического сырья стало не хватать для брони танков), упростилось изготовление вентиляционных отверстий, они стали изготавливаться штамповкой, а не в виде отдельных деталей; что позволило сократить время и количество операций, затрачиваемых на изготовление.
Также в виду дефицита алюминия, из которого изготавливали подшлемники первых моделей, он был заменён на более дешёвый и доступный метал. Эта модель получила наименование М40. Тем не менее шлем М35 использовался в течение всей Второй Мировой войны, а также и после её окончания, не только в Германии но и во многих других странах.
Характерной чертой шлема M35 являлся завальцованный край основания шлема. Шлем М-40 также имеет завальцованные края и практически повторяет форму шлема М-35.
Основным отличием от предыдущей модели является устройство вентиляционного отверстия, которое у М-40 выштамповывалось и не имело дополнительной заклёпки.
Также решено было отказаться от крепления подшлемника алюминиевой фурнитурой. Её заменили деталями из оцинкованого или покрашенного в серый цвет стального листа.
Шлем изготовлен из стали с добавками силиката марганца. В связи с удешевлением производства молибден в качестве легирующей добавки более не использовался. Его отсутствие компенсировалось увеличением толщины стали. Шлемы окрашивались в стандартные цвета и имели декаль с указанием на род войск.
Германские шлемы М35 и М40 стали удачным, отлично продуманным и качественно изготовленным продуктом защитной экипировки немецкого солдата сороковых годов. Из его недостатков следует отметить следующее.
Конструкция подшлемника образца 1931 года была архаичной, его ремонт требовал специальных навыков и инструментов, не доступных в полевых условиях.
Крепление общей конструкции подшлемника к шлему с помощью трёх кламмеров имело и свои недостатки, так как со временем кламмера разбалтывались или даже ломались и подшлемник не сидел в шлеме устойчиво, а “гулял” внутри шлема со свободным ходом в несколько миллиметров.
Тыльная часть шлема упиралась в спину если солдату было необходимо резко задрать голову, для того чтобы посмотреть вверх.
Геометрия шлема не позволяет устанавливать в шлем наушники для индивидуальной связи, что полностью исключило возможность использования шлема для экипировки современного солдата.
С 1942 года к шлему стал прилагаться чехол из защитной ткани «Цельтбан 31». На зиму такой чехол выполнялся из белой ткани и крепился к каске при помощи шнурка, стягиваемого под ободком отворотов. Защитная ткань «Цельтбан 31» получалась после нанесения на болотного цвета хлопковую основу светло- или тёмно-зелёных и коричневых некрупных геометрических фигур и тонких серо-зелёных чёрточек, пересекающих друг друга и создающих иллюзию ряби. С нашитыми 5—7 шлёвками для крепления маскирующих веток и листьев и верёвочной сеткой для маскировки лица такой чехол стал неотъемлемой частью реального быта солдата. Германия поставляла свои каски армиям нескольких союзных государств, на Пиренеи и в Южную Америку. В нескольких странах (Венгрия и Аргентина) шлемы выпускали по лицензии.
Много споров возникает по поводу красок, которые использовались для нанесения маскировочного покрытия. Немцы использовали свой цветовой стандарт RAL, разработанный и утвержденный в 1927 году. От партии к партии краска одного и того же цвета могла иметь немного отличающийся от идеала оттенок.
С правой стороны на шлем наносилась декаль с германским триколором, а с левой стороны наносились декали Вермахта, Люфтваффе, Кригсмарине, СС или полиции в зависимости от принадлежности к тому или иному роду войск.
С 1940 года стали наносить только одну декаль, указывающую на войсковую принадлежность. В дальнейшем отказались и от неё, а в войска был направлен приказ предписывающий стереть все декали в целях повышения маскировки.
Стоит отметить, что шлем, прослуживший в войсках не менее одного года в полевых условиях, несколько раз перекрашивался, например, из летнего варианта в зимний и наоборот, причём в условиях далёких от качества промышленного производства, в результате чего он полностью менял свой первоначальный “товарный” вид.
В результате совместной работы исследователя и реставратора экспонат приобрёл настоящий вид, в котором экспонируется на нашей виртуальной выставке.
Материал подготовили:
Подковыркин К.Б.
Назаренко Т.Ю.
Андреева Е.А.
Гоппе Е.В.
Чернова Т.И.
Брянская А.В.
06.09.2019 г.