Блог

Японский алтарь из собрания краеведческого музея

9 сентября 2016

В Восточной коллекции Томского областного краеведческого музея есть уникальный предмет – буддийский домашний алтарь из Японии, буцудан.

В музей буцудан был передан в июле 1954 года А.П. Сперанским. В том же году предмет был помещен в экспозицию в зал китайского искусства. По легенде буцудан был привезен из Манчжурии после Великой Отечественной войны. Изготовлен он предположительно в Японии в XIX – начале XX вв.

 

НВ 3839 Томский краевой музей. Зал № 1 Китайское искусство. 1954 г.

 

Буцудан изготовлен из дерева хвойных пород (кедр, сосна), покрыт черным лаком, украшен резьбой, росписью и позолотой.  Конструктивные элементы не свойственны русской и европейской мебели.

К сожалению, с течением времени произошло разрушение алтаря, и он полностью утратил экспозиционный вид. Последние годы предмет хранился в разобранном виде. В настоящее время предмет частично скомплектован, но еще требуются значительные усилия по восстановлению внешнего вида алтаря, что предполагает сборку конструкции, восполнение утрат, консервацию и пр.

 

Частично скомплектованный буцудан в музее

 

 Переводится «буцудан» как «помост будды». Слово пишется двумя способами: 仏壇 и 佛壇 (佛 – устаревшая форма иероглифа «Будда» 仏).

Буцудан является одновременно предметом буддийского культа и культа предков. Он представляет собой шкаф с дверцами, за которыми находится алтарная часть и основание с выдвижными ящичками и полкой, скрытой подвижными панелями. В центре алтарной части помещалось изображение Будды (скульптура или свиток), а также изображения святых. В нем также находились списки предков и таблички-ихай с посмертными именами усопших (у японцев умершему дается новое имя). В выдвижных ящиках хранились реликвии и принадлежности культа. Таким образом, перед буцуданом молились, и одновременно он был хранилищем культовых предметов. Двери буцудана открывались только во время проведения религиозных обрядов, в остальное время они были плотно закрыты.

 

Двери буцудана

 

 

Утварь, размещаемая в алтарной части

 

 

Алтарная часть буцудана

 

 

Подвижная панель

 

 

Украшения алтарной части 

 

 

 Украшения алтарной части 

 

 Украшения алтарной части 

 

История буцудана началась более 1300 лет назад, когда император Тэмму приказал завести в каждом доме место для «праха будды», куда можно поместить статую будды и священные сутры. Но императорскому приказу последовали одни лишь аристократы. Среди простого народа буцудан стал широко использоваться только в период Эдо (1603–1868 гг.). Тогда сёгунат претворял в жизнь политический курс запрещения христианства и усиленного контроля над народом. Буддийские храмы же, как и в России, заведовали регистрацией рождения, брака и смерти: каждый дом был прикреплен к своему храму о-тэра. Впрочем, есть версия, что даже в период Эдо буцуданы ставили лишь для вида.

 

Император Тэмму (673–686 гг.)

 

Распространению буцудана способствовало возрастание влияния секты Дзёдо Синсю – Истинной Школы Чистой Земли, принадлежащей к направлению амидаизма. Последователи этой школы считали, что для перерождения в Чистых Землях достаточно повторять нехитрую фразу «Наму амида буцу» («Слава Будде Амиде»). Людям было проще понять идеи амидаизма, чем других школ, потому увеличивалось число последователей,
а в японских домах появилось место для буцудана.

 

Будда Амида-Нёрай (Амида-Буцу)

 

Вернемся к буцудану из нашего музея. На одной из его нижних выдвижных полок имеется висячая ручка со штампом – стилизованными павлонией и каллиграфическим символом.

Было обнаружено сходство этих символов с рисунком монет периода Мэйдзи (1868–
1912 гг.). Но случайно ли изображение павлонии?

 

Выдвижной ящик буцудана

 

 

Павлониевый герб

 

Обратимся к истории амидаизма. Один из патриархов секты Дзёдо Синсю, 11-й настоятель храма Хонган-дзи по имени Кэннё (顕如), был членом императорской семьи. Когда он получил монашеский сан, Император даровал ему право использовать герб с павлонией – го-сичи-но киримон.

 

Кэннё (1543–1592 гг.)

 

За время существования Дзёдо Синсю такое одаривание символом происходило не раз, и с тех пор некоторые предметы, помещаемые внутрь буцудана, также украшаются особыми гербами в честь наставников Дзёдо Синсю. Так, герб павлонии можно обнаружить на треугольных платках и шкатулках для буддийских гимнов.

Следовательно, есть вероятность, что буцудан из собрания краеведческого музея принадлежал человеку, являющемуся последователем школы Дзёдо Синсю.

 

Подготовили Плетнева Н.Ю., Котенко А.Л., Фадеев В.А.

Котенко Александра Леонидовна
научный сотрудник научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея
им. М.Б. Шатилова
Японский алтарь из собрания краеведческого музея