Блог

Музей в школьном «Зеркале»

12 сентября 2017

Музей в школьном «Зеркале»

За 95 лет работы для посетителей  в Томском краеведческом музее побывало немало томичей и гостей города. Многие оставили записи о своих впечатлениях в «Книге отзывов», а другие, как ученики остяцкой школы имени Я.М. Свердлова, что на р. Кети Нарымского края, о посещении томского музея написали в школьной газете под названием «Наше зеркало».

Закончив у1928/1929 учебный год, ученики школы Широковского интерната на пароходе «Мельник» отправились в г. Томск, поехали не развлекаться, а закреплять и углублять полученные знания. Перед ними стояла четкая задача – «узнать жизнь города и рабочего в особенности, так как рабочий есть главная сила «страительства социализма и проводники ленинских заветов». Некоторые ленинские заветы, особенно в устах учащихся, и сейчас довольно актуальны:

«Ленин говорил, чтобы из страны земледельческой сделать страну прамышленную, а также о культурной революции, о барбе с бюрократизмом, волокитой и соцеолистическом соревновании…»

Программа была чрезвычайно насыщенной и познавательной. Посетив фабрику «Сибирь», кожзавод, машинострой, стекольный и дрожзавод и др. а также кондитерскую фабрику, типографию, железную дорогу, автобусные склады «Интеграла», клуб пионеров, ОКРОНО, Комитет Севера и рынок, экскурсанты поняли, что советская власть поднимает промышленность и сельское хозяйство, открывает школы и клубы, а «капиталистическая часть» в виде торговцев в городах и кулаков в деревнях пытаются этому помешать.

Пообещав твердо держать молот в руках, ученики обещали вместе с рабочими стоять за дело освобождения человечества всего мира.

Время посещения промышленных предприятий и культурно-образовательных учреждений было очень ограничено, так как у учеников не было собственного транспорта и приходилось торопиться, чтобы успеть на пароход.

Передаем текст в авторской орфографии:

«Подойдя к музею, нас встретил мужщина и повел нас. В низу музея мы увидели большой стеклянный ящик, в катором была обработанная почва дождевыми червями, букашками, кротами. Потом видели всякие семена травы и ягоды в культурном виде. Вашла женщина и повела нас на верх. Тут мы увидели громадную зверю мамонта. Женщина расказывала нам, что много тысяч лет тому назад здесь было найдён другое место. Мамонт был найдён здесь в Сибири, он лежал много тысяч лет в земле. Мамонта бивня одна тянет 12 пудов. Мамонтова один зуб величиной с человечию голову. У мамонта 4 зуба. Зубы как у каровы. Мамонт паходит на слона только шерсть длинная. Мамонт питался травой. Видали и других зверей: волка, медведя, оленя и других. Вид[а] ли все старинные орудия и одежда черок. Этот черок один один человек в старину носил на ноге, а на шее железный обручь. Он хотел угодить богу и мучил сам себя. Ему подадут копейку он несет ее в церковь. Еще мы видели залотые иконы, кровати, стулья обшиты шелком, видели картину как царь снимал головы солдаты и навешивал их себе на шею. Еще видели картину как в 1905 году в г. Томске буржуи сожгли портийных, которые сидели на собрании, а белые в это время подожгли. Сгорело 135 человек. Видели картину бурлаков».

Благодаря подробным описаниям экспонатов и пересказу запомнившихся сюжетов, мы можем мысленно (пусть и частично) восстановить экспозицию музея конца 1920-х годов. Насмотревшись чудес, ребятишки отправились через Колпашево и Могочино домой. По дороге они пообщались с агрономом и узнали много интересных вещей, например, что Колпашево против Томска как деревня, а Томск как деревня против Ленинграда, Москвы и других городов.

Карташова Татьяна Петровна
Старший научный сотрудник научно-хранительского отдела
Музей в школьном «Зеркале»