О музее / Блог

История. Структура. Детали

20 ноября 2019

Семинар журналиста Е.А. Фаткулиной о хитростях работы с научно-популярным краеведческим текстом.

Много можете рассказать, но не знаете, как изложить информацию «на бумаге»?

Имеете навыки работы с текстом, но хотите их улучшить?

Хотите написать статью не только содержательную, но и интересную?

17 ноября на выставке «Сибиряки вольные и невольные» в рамках заседаний клуба «Центр прикладной истории «Со-Действие» состоялся семинар руководителя медиалабратории Makushin Media Lab и главного редактора интернет-издания «Томский Обзор» Елены Александровны Фаткулиной «Основы создания научно-популярного краеведческого текста».

Возглавляемое Еленой Александровной интернет-издание «Томский Обзор»  давно занимается популяризацией краеведческих знаний. В начале деятельности журналисты имели весьма приблизительные представления о том, кому могут быть интересны краеведческие публикации. Не знали как регулярно стоит их делать. Не предполагали, что краеведческая страница станет визитной карточкой издания. Но время шло, круг читателей увеличивался. Совершенствовались и навыки творческой команды. В 2019 году даже появилась медиа-лаборатория MakushinMedialab, ориентированная на работу с краеведческим контентом.

Что примечательно в интересе широких слоев к краеведению? Рост интереса к нему следовал за переломными моментами в жизни страны.  Был «золотой век краеведения», десятилетие, длившееся с начала 1920-х по начало 1930-х годов. Потом волна послевоенного периода (середина 1950-х годов - 1960-е). Здесь акцент делался на героическом прошлом края. Нынешняя волна началась еще в 1990-е годы. Можно сказать, что последние 5-6 лет – это постоянный рост интереса к краеведческой тематике., который сохранится еще года на 3-4, как минимум. Что движет людьми, интересующимися краеведением или историей семьи? Напрашивающийся ответ – ностальгические настроения. Но коллектив MakushinMediaLab  изучил состав своих читателей и отметил: среди них много молодежи. Ностальгировать им  не о чем. Они хотят знать факты, детали. Рассматривают  прошлое, такое  недавнее и уже далекое. Поскольку интерес к краеведению у этой группы устойчивый, следует предположить, что «ностальгический» компонент в скором времени вытеснится другой мотивацией. Это повлечет за собой качественные изменения в краеведении. Елена Александровна подчеркнула, что краеведческие и родоведческие знания, по всей видимости, прочно связаны с формированием гражданской самостоятельности и сознательности человека, пытающегося понять свое место в стремительно меняющихся условиях.

На семинаре в ТОКМ случайных людей не было. Представители разных поколений объединялись интересом к истории своей семьи или места, в котором они живут. Некоторые принесли на семинар свои записи и схемы генеалогических древ. Когда семинар закончился, ведущая и куратор еще полчаса беседовали со слушателями, которые задавали вопросы, свидетельствующие об их погруженности в тему.

Для тех, кто не смог прийти на семинар, предлагаем его конспект. Свои рекомендации Елена Александровна иллюстрировала на материале Григория Абрамочкина «Томск. Оттепель» и истории его создания.

Позволю себе внести в текст свои соображения. И предупредить: написание родоведческого или краеведческого текста – это длительная и кропотливая работа, которая не делается кавалерийским наскоком. Если вы - спринтер по жизни, то вам лучше сразу разбить большое исследование на серию маленьких самодостаточных текстов и сосредотачиваться на работе над каждым отдельным фрагментом. Но пишете ли вы маленький текст или большой, этапы работы над ним, законы построения текста и принципы работы над ним будут одни и те же.

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

ПОДГОТОВКА

  1. Определить цели и задачи текста, а также сформировать образ потенциального читателя.
    Если человек, задумавший писать мемуары/исследования по истории рода/исследование истории родного места говорит, что не знает, для чего он взялся это писать, или для кого он пишет – он лукавит. Если у вас возникло желание создать текст, вы уже знаете, что хотите сказать и кому это адресовано. Варианта два. Пишут либо для своих близких, чтобы сохранить информацию.  Либо для публичного представления своего труда (книга, статья, интернет-публикация). Иногда, начав писать для близких, человек позже решает, что можно и другим показать.

    Цель отчасти подсказывает аудиторию. Например, Григорий Абрамочкин, поставив задачу рассказать о молодости в Томске, уже сформировал свою аудиторию: это те люди, которые в молодые годы жили или живут в Томске. Кто-то будет сравнивать свой опыт с опытом такого же студента 50 лет назад, кто-то, наоборот, вспомнит свою молодость.

    Самый частый сюжет в проекте «Сибиряки вольные и невольные» - «История моей семьи». Сюжет, как правило, объемный, включающий в себя несколько поколений и много судеб. Какие в данном случае могут оказаться цели и целевая аудитория?

    Проще всего определиться с аудиторией: Для этого случая вариант: «пишу для близких» - самый беспроигрышный. Принцип «пишу для близких» включает в этот круг и тех, кто придет после вас. Имейте ввиду - ваши мемуары вас переживут, и после вашего ухода обретут для родных более глубокий смысл. Поэтому не забывайте, что объяснять многие очевидные для вас вещи придется, как для посторонних.

    С целью – сложнее. Обозначить ее необходимо. Именно цель объединяет воедино разнородный биографический или фактографический материал. Ее всегда надо держать в голове, как сверхзадачу. Если вы затрудняетесь с выбором, поставьте цель оставить потомкам живой образ ваших близких. Думая о том, какими людьми были ваши близкие и вы сами, вы поймете, какие факты и детали важны, а какие – второстепенны. В этом деле надо доверять в первую очередь своим чувствам.
  2. Определиться с возможными источниками для вашего текста: семейные и государственные архивы, интервью.

    Хорошо, если человек может создать текст, опираясь только на свою память. Однако чаще всего это невозможно. Следует помнить, что крайне важны опрос родственников, друзей, знакомых и работа с семейными архивами. Иногда речь идет об обращении в государственные архивы. Подробнее об этом можно прочитать тут: «Генеалогический поиск в деталях». Материалы следует собирать и систематизировать. Заимствованное из чужих архивов копировать, и копии хранить у себя. Краевед Галина Николаевна Минькова, автор множества книжек по истории Томска, для каждой из них заводит отдельный фотоальбом. То, что находит в частных архивах своих респондентов – сканирует и распечатывает для личного архива. Для каждой главы отводятся определенные страницы. Точно так же, имея дело с электронным архивом, следует навести в нем порядок. Разложить по папкам,  в названиях папок и файлов обязательно фиксировать основную информацию о содержании. При систематизации материала примите во внимание главный принцип: человек, не знакомый с вашим архивом, должен без труда в нем разобраться.

    Проводя опрос респондентов, фиксируйте все на аудио- или видео-носители. И расшифровывайте дословно, поскольку при пересказе интервью обычно пропадают мелкие, но существенные детали. Елена Александровна также посоветовала взять за практику записывать на видео или диктофон все семейные встречи. Никогда не знаешь, какую важную информацию могут сообщить собравшиеся за общим столом родственники.
  3. Найти нешаблонный прием для компоновки текста.

    Это особенно важно, если вы готовите работу для публикации или для конкурса. Тогда ваша задача – не просто изложить материал, а привлечь внимание, выделиться, запомниться. Многие хорошие работы проигрывают в глазах читателя только потому, что выстроены шаблонно. Например, рассказывая о ветеранах Великой Отечественной, авторы идут по биографическо-хронологическому принципу. Схема логичная: родился - рос – получил образование – началась война – подвиг – и (очень коротко) послевоенная биография. Но тот же сюжет можно подать иначе, построить вокруг хранящихся дома писем с фронта или истории поиска пропавшего без вести. Примером такой работы, где биография пропавшего без вести солдата подана через деревенскую легенду и историю поиска сведений о нем – «Володька Сотников»Точно так же структурировал в виде прогулки по городу крайне разнородный фотоматериал Григорий Абрамочкин.

    Определив цель, аудиторию, собрав материал и найдя общий принцип построения теста, можно приступить к работе. Если цель вашего повествования определена, и вы точно знаете, что хотите сказать вашим читателям, то последующие пункты особой трудности не вызовут.

АНАТОМИЯ ТЕКСТА

  1.  Составить план. Логическая целостность текста.
    Хороший текст – это текст, в котором есть внутренняя логика. Его легко понять и запомнить. План, в отличие от общей композиции, определяет структуру текста внутри формы. План можно выстроить, исходя из темы. Главное правило, которое надо учесть при составлении плана – это то, что любой смысловой фрагмент должен иметь начало, развитие и завершение. И фрагменты должны выстраиваться так, чтобы, следуя в строгом порядке, имели начало,  развитие и завершение повествования. Самое простое – следовать хронологии событий. А что делать, если два смысловых куска развиваются параллельно? Например, вы вводите читателя в историю своего рода. Рассказываете о жизни предков ваших родителей. Опыт подсказывает, что лучше развести материнский и отцовский роды, и сперва рассказать о предках одного родителя, потом – другого. Полезно прорисовать структуру текста или прописать их в несколько столбцов, чтобы понять связи сюжета. Еще один случай, когда  хронологию придется нарушить -  события, развивающиеся на протяжении нескольких лет. Сообщить о них, не нарушив последовательность событий,  нельзя. В этих случаях следует пожертвовать хронологией. Или  фрагментом текста. Вообще маршрут истории можно сравнить с экскурсией по городу. Следуя ему, разумеется, можно немного отклониться. Но при этом нельзя забывать о конечной цели путешествия, иначе можно и заблудиться. Или чрезмерно утомить себя и своих спутников (то есть читателей). Принимая во внимание данный принцип,  принимайте решение самостоятельно.
  2. Создать настроениеЭмоциональная целостность текста.
    Какую эмоцию вы собираетесь создавать у читателя, надо определиться до начала работы. Это очень трудно, особенно в биографических повествованиях. Здесь как раз может сослужить добрую службу членение текста на более мелкие разделы с главными героями поколения. Жизнь – долгая, и в ней хватает и веселья, и горя. Но конструируя жизнь в тексте, автор должен помнить о цели своего повествования и создать у читателя базовое настроение. Это не означает, что в повествовании о прекрасной студенческой юности не должно быть места огорчению или горю. А в рассказе о трагедии нет места шутке или деревенскому анекдоту. К месту включенные в повествование, они могут подчеркнуть общий настрой. Но соблюдать чувство меры необходимо.
  3. Обеспечить вхождение читателя в историю.
    Этот небольшой, но крайне важный кусок, который подтолкнет вашего читателя к знакомству с текстом. Вы сразу должны объяснить, зачем нужно читать вашу историю. В начале повествования может стоять яркая, эмоционально привлекательная картинка, или набросок характера героя, или анонс наиболее важного эпизода в истории семьи. То, ради чего читатель возьмет на себя труд читать вашу историю и потратит свое время.
  4.  Серфинг по смысловым и эмоциональным волнам.

    Каждый завершенный сюжет подчиняется одному закону: он должен иметь завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. Завязка дает картинку, которая вводит читателя в мир, где будет происходить действие и/или знакомит с главными героями. Движущей силой любой истории является конфликт, то есть нарушение эмоционального равновесия как действующих лиц, так и читателя, им сопереживающего. Постепенный набор эмоциональной и смысловой высоты обязательно доходит до максимально возможного напряжения. Это и есть кульминация. Рассказ ни в коем случае не должен обрываться на эмоциональном пике. Исход конфликта, сообщение, чем дело кончилось и есть развязка.

    Конфликт вовсе не обязательно связан с негативными эмоциями. Это может быть желание узнать тайну, или сопереживание радостным моментам. Например, история изучения семейной реликвии, где в качестве конфликта выступает несоответствие старых знаний и вновь полученных фактов.

    Завязка: сообщение о том, что в семье есть старое зеркало. Все считают, что оно появилось в предвоенные или военные годы. Зеркало это за годы существования утратило часть деталей.

    Развитие сюжета, конфликт: Автор хочет узнать, как выглядело зеркало до реставрации и спрашивает о нем старших. Оказывается, все помнят разные детали: кто–то говорит о мраморной столешнице, кто-то о деревянной. Выясняя истину, автор начинает понимать, что зеркало в семье появилось много раньше, чем незадолго до войны. Описываются  поиски информации.

    Кульминация: Автор начинает думать, что зеркало появилось в семье еще в XIX веке, приводит доказательства своих догадок.

    Развязка: Автор доказал, что зеркало произведено в XIX веке и находится в семье с дореволюционного времени. Это меняет его представления о том, какой была его семья.

    Написать одинаково эмоционально напряженный текст (особенно – на реальной основе) невозможно. И внутри большого  текста у вас тоже будут фрагменты с большим или меньшим эмоциональным  напряжением. Состоящий из малых фрагментов большой текст имеет ту  же логику.

  5. Поставить точку.
    В документальном повествовании точку поставить очень трудно. Люди от текста подспудно ожидают если не счастливого конца, то хотя бы ощущения «света в конце тоннеля». А логика жизни препятствует этим ожиданиям. Люди стареют и умирают. Можно, конечно, и на этом закончить, но оставлять читателя с чувством пустоты и разочарования не хочется. Автор в ответе за прирученного им читателя. Найти возможность яркой и выразительной точки – большое искусство.

    Приводимому в пример Г. Абрамочкина, которому удалось внести светлое и лиричное настроение на той стадии, когда оно, казалось бы, невозможно. Рассказав о смерти своего однокурсника Виталия Федорова и поместив статью о похоронах ветерана Байконура на орбите, автор находит весьма созвучный настроению финал: «В 2015 году будет юбилей – 50 лет нашего выпуска факультета радиоуправления. Неплохо бы собрать всех живых!»

ХОРОШО РАССКАЗЫВАЕТ!

Но кроме структуры текста есть его тело, сам рассказ. Азам правильной письменной речи нас учили еще в школе: отсутствие повторов, правильное согласование падежей, хорошее (уместное) сочетание литературной речи с ее вариантами (диалектизмы, разговорная речь), ясные, развернутые предложения. Собственно, вы это уже знаете.

На что стоит обратить внимание.

  1.  Говорить просто и ясно.
    Предложения должны быть правильно сформулированные и короткие. Обилие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений встречается и у классиков. Но среднестатистический автор с такими предложениями управляется плохо. В хорошем предложении не более десяти слов.
  2. Детали.
    Современный читатель любит детали. Детали могут быть бытовыми и эмоциональными (случаи, отношения и т.д.). Людям нравится, когда в тексте есть конкретные привязки к месту, описания еды и способов ее приготовления. Не только фотографии, но и описания одежды, а также те эмоциональные моменты, которые по изображению не прочтешь: была ли эта вещь модной или нет, нравилась она сверстникам или над какой-то манерой одеваться смеялись и т.д. Нравится знать, сколько студентам платили стипендии, и на что ее хватало, и как решались проблемы с дефицитом личного бюджета. Бытовые и эмоциональные детали, как видите, тесно переплетены с бытовыми. И то и другое хорошо в меру. С одной стороны, они придают повествованию живость и конкретность, с другой – могут «забить» логику повествования.
  3. Живая история.
    Общаясь с людьми, можно слышать разные версии произошедших событий (причем расходятся не только оценки, но и факты), истории семейных реликвий, семейные легенды. Иногда автору приходится уточнять, докапываться до истины. Можно вставить в повествование ход расследования, это интересно читать, и при этом есть возможность композиционно встроить в рассказ все версии. Так приведенный выше рассказ о семейной реликвии может и отвлечет от стройного биографического повествования. Но к общей картине жизни и быта семьи прибавил немало.
  4.  Иллюстрации.
    Есть такая пословица: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому в вашей истории обязательно должны присутствовать фотографии людей, мест, событий и реликвий, копии документов, характерные для того времени вещи. Выстроенный фоторяд – сам по себе повествование. Так в конце XIX – начале ХХ века бытовую фотографию можно встретить крайне редко, а после 1960-х они уже не являются уникальными, однако, найти их можно только в одном случае: в семье были увлекающиеся фотоделом. Проявка и печать фотографий были настоящим ритуалом, требующим знаний, времени и средств. Зато эпоха современных гаджетов позволяет нам документировать все подробности нашей жизни. Но и тут надо знать меру. В семейном архиве ценятся полные документы, а вот для публикации следует отобрать только отдельные их страницы, наиболее интересные и содержательные.

ЧАЩЕ ПОВОРАЧИВАЙ СТИЛЬ

Главной проблемой начинающих авторов является неумение работать с уже написанным текстом. Иногда редактору понятно, что его даже не перечитывали. Тем не менее, это очень важно (и не только с целью правки стилистики).

  1. Прочесть дописанный текст самому.

    Автор – такой же читатель, как и все остальные. Перечитывая готовый текст, он понимает, где написано путано, читать трудно. А в другом месте – вроде все понятно, но скучно, или фрагмент выбивается из замысла и настроения. Если самому автору стало скучно от своего текста, то читателю будет тяжелее вдвойне. Надо либо переписать, либо переставить местами фрагменты, где-то сократить, а где-то – добавить. Может  - разбить слишком длинные предложения на  несколько коротких. Иногда и этого достаточно.

    Компьютеры облегчили задачу редакторской правки. Но многие из нас предпочитают писать на бумаге. И делают серьезную ошибку, покупая для семейной истории толстые красивые тетради. В них трудно что-либо править. Хочу посоветовать. Лучше всего взять двойные тетрадные листы в клетку, расположить их вертикально, оставить широкие - 5-8 см. – поля, и писать через строчку, причем только с одной стороны. При редактировании между строк можно вписать короткий текст, на полях - более длинный. Листы можно разрезать, переставляя абзацы или вписывая большие – до полустраницы - фрагменты текста. Лучше всего «оконченный» в первом варианте текст перечитать раза на два. Вычеркнуть все лишнее, вставить существенное. Если, в конце концов, текст стал короче хотя бы на полстраницы – вы хорошо поработали.

  2. Дать прочитать другим.

    Править чужую работу всегда легче, чем делать с самого начала. Лучше всего выбрать хотя бы двух знакомых, и дать им почитать свою рукопись, задав два вопроса:

    – Насколько логично и стройно изложен текст?

    – Где он «провисает» - то есть стало скучно, или непонятно?

    Обязательно подумать над их советами и поправить то, что вам кажется неверным.

    Только после этого текст будет готов.

     

    Бесплатно опубликовать его  вы можете у нас, на  интернет платформе сибиряки.онлайн

    Удачи!

Татьяна Назаренко
старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея
им. М.Б. Шатилова
История. Структура. Детали