Блог

Рассказ о кулайцах, культовом литье, музейных коллекциях

11 июля 2018

Любой краеведческий музей является хранилищем коллекций, собранных специалистами археологами, этнографами, историками, просто энтузиастами-краеведами. И в каждом из них есть такие предметы или собрания, которые составляют его «золотой фонд» или, как говорят, его «лицо». Наш музей – одно из богатейших фондохранилищ миниатюрных бронзовых скульптур людей, птиц, животных, мифических чудовищ кулайской культуры. В нем хранятся археологические коллекции с культовых мест и «кладов» Томско-Нарымского Приобья.

Кулайская культура – одна из самых ярких в Западной Сибири. Место ее рождения – Сургутско-Нарымское Приобье, время – V в. до н.э. – V в. В своем развитии она прошла два этапа: ранний (V – II вв. до н.э.) и поздний (II в. до н.э. – V в. н.э.). А название получила по месту находки в 1920 году клада бронзовых предметов на горе Кулайка (Чаинский район, Томская область). В III–I вв. до н.э., в результате массовых миграций кулайцев, на огромной территории Западной Сибири сложилась кулайская культурно-историческая общность.

О жизни кулайцев, таёжных племен, современников скифов, расселявшихся по берегам великой сибирской реки Обь и ее притокам, мы узнаем по их «археологическим следам» – поселениям, городищам, могильникам, культовым местам и кладам. Специфика культуры особенно ярко проявляется в «кулайском стиле» бронзового литья, выполненного в плоских ажурных, плоских сплошных и полых формах. Эти изделия всегда узнаваемы: они передают черты лица человека или его фигуры; реальных птиц (орла, ворона, гагары) и зверей (лося, медведя, бобра); фантастических существ подземного мира; сложных образов, объединяющих в одной отливке облик человека-птицы-зверя.

Кулайское литьё отражает образ жизни и мировоззрение таёжных рыбаков и охотников во всем многообразии – во взаимоотношениях их с ближайшим окружением и с мировым пространством.

К концу III в. до н.э. кулайцы освоили изготовление железа, которое стало вытеснять бронзовые орудия труда и оружие, но дары своим духам и богам они продолжали отливать из бронзы.

На территории Томского Приобья клады таких предметов были найдены в районе Степановки

 

Рис. 1. Степановские находки. Антропоморф

   

    

Рис. 2. Степановские находки. Накладка с изображением грифонов
Рис. 3 Степановские находки. Горный козел

и на поселении Самусь

 

Рис. 4. Клад с поседения Самусь IV. Птица

Обнаружение таких объектов – дело случая, но томским археологам повезло, и в 1996 году им удалось провести квалифицированные раскопки одного из известнейших на сегодняшний день культовых мест в Нарымском Приобье – Саровского культового места. Работами на этом уникальном памятнике занимались сотрудники Томского областного краеведческого музея (Рис. 5)

Рис. 5. Саровское культовое место. Сотрудники музея на раскопе

и студенты ВУЗов города Томска под руководством Якова Александровича Яковлева.

Культовое место располагалось на краю верхового болота, на возвышенном месте, на правом берегу речки Большая Саровка (правого притока р. Обь), в черте одноименного поселка, в Колпашевском районе Томской области. Отлитые в бронзе птицы, лоси, человеческая личина, фантастические существа, наконечники стрел «ракетообразной» формы были обнаружены на огороде (Рис. 6).

Рис. 6. Саровское культовое место. Раскоп 1996 года

Этот археологический памятник вообще не содержал изделий из глины: здесь не найдено ни одного фрагмента керамики.

Коллекция состояла из 69 предметов: 5 из них – наконечники стрел (три бронзовых, два из кости), остальные представляют собой бронзовые отливки лосей (Рис. 7),

Рис. 7. Саровское культовое место. Лоси

птиц (Рис. 8, 9),

Рис. 8. Саровское культовое место. Птица

Рис. 9. Саровское культовое место. Птица

фантастических существ хтонического мира (Рис. 10),

Рис. 10. Саровское культовое место. Хтоническое существо

миниатюрных моделей головных уборов – диадем, человеческой личины (Рис. 11),

Рис. 11. Саровское культовое место. Личина

змей (Рис. 12).

Рис. 12. Саровское культовое место. Змея

Научная обработка и публикация коллекции проведены Я.А. Яковлевым, руководившим раскопками этого памятника. Время бытования предметов II–I вв. до н.э. определено им же*.

Летом 2018 г. на территории древнего святилища были найдены еще 4 предмета металлопластики (рис. 13).

Рис. 13. Саровские находки 2018 года

Один из них – в виде двух фрагментов, с обмоткой морды зверя лентой фольги серебристого цвета. Находки переданы в Томский областной краеведческий музей жителями г. Колпашево.

Теперь эта коллекция, вместе с двумя предметами, хранящимися в Колпашевском краеведческом музее, насчитывает 72 изделия.

Саровская земля продолжает раскрывать свои тайны…

          

 

* PS. Подробнее о культовом месте кулайцев, их предметах и об эпохе раннего железного века читайте в книге Я.А. Яковлева: «Иллюстрации к ненаписанным книгам. Саровское культовое место». Томск, 2001 (Рис. 14).

 10.07.2018

А. Боброва
Археолог, с.н.с НИО ТОКМ                    
Рассказ о кулайцах, культовом литье, музейных коллекциях