О музее / Блог

ЧУЛЫМСКИЕ ТЮРКИ – КТО ОНИ? (по материалам исследований А. П. Дульзона на Среднем Чулыме)

27 марта 2020

Территория Томской области является местом стыка нескольких языковых семей: тюркской (томские и чулымские татары), угро-финской (ханты), самодийской (селькупы) и тунгусо-манчжурской (эвенки). Их представители издавна жили здесь и проживают до сих пор. Эти народы не имели своей письменности. В 40-х годах XX в. источники по их истории либо вовсе отсутствовали, либо относились к недавнему времени.

Поэтому Андрей Петрович Дульзон профессор кафедры языкознания Томского педагогического института, известный лингвист, археолог, этнограф и историк, считал, что нужно в комплексе изучать их языки, памятники археологии, антропологию, этнографию и историю. Только в этом случае можно выявить и реконструировать их древние связи и решить проблему происхождения этих народностей на данной территории.
А.П. Дульзоном была разработана подробнейшая программа изучения дорусского аборигенного населения Западной Сибири (Рис. 2), рассчитанная на пятилетний срок и принятая кафедрой языкознания Томского педагогического института.

Программа изучения дорусского населения Западной Сибири. Архив ТОКМ. Ф. 3. Оп 9. Д. 5. Л. 14 об.

Первым этносом, которому предстояло всестороннее исследование, стали чулымские тюрки, ещё проживавшие в то время на Среднем Чулыме.

Тургай. Мамонтов Василий Васильевич, его жена Марьяма, дочь Феодосия с детьми. ТОКМ. ФФ 976
Ербакаев Никифор Петрович, его жена Акулина, сын Александр, сестра Авдотья Петровна. ТОКМ. ФФ 978/1
Мамонтов Николай Андреевич, его жена Мария Егоровна, внучка Зоя. ТОКМ. ФФ 975/1
Мамонтов Федор Григорьевич, 1915 г.р., его мать Мамонтова Феодосия Андреевна. ТОКМ. ФФ 971/1
Таскин Елизар Андреевич, его жена Фекла Дмитриевна Коразакова, 1880 г.р., дочь Мария, 1919 г.р. ТОКМ ФФ 980/2
Мамонтов Константин Павлович, 1919 г.р., жена Елена Никитична Кабашаева, 1925 г.р.; сын Владимир Кабашаев, 1946 г.р. ТОКМ ФФ 974/1

К середине XX в. какие-либо опубликованные данные о языке чулымских тюрков, проживавших ниже устья р. Кии, отсутствовали. Именно поэтому важно было решать проблему их происхождения комплексно. О происхождении чулымских тюрков существовало мнение, что они представляли собой остатки кучумовской орды, отхлынувшей вглубь Сибири после завоевания Сибирского ханства. В этом случае, как считал А.П. Дульзон, следовало ожидать, что они по своему языку будут входить в группу тоболо-барабинских татар.
Так кто же они? Аборигены Среднего Чулыма или пришлое население? Ответить на этот вопрос предстояло в результате раскопок археологических памятников в окрестностях деревень Тургай и Балагачево (Асиновский район, Томская область) [Синяев, 1946]. Район работ был избран неслучайно: в то время на этой территории ещё компактно проживали носители тюркского языка – чулымские татары, которых русские встретили при продвижении в Сибирь.
Такое счастливое сочетание археологических памятников XV–XVII вв. с «ныне живущим», исторически известным этносом было большой удачей для исследования.
Лингвистико-археологическая экспедиция на Средний Чулым под руководством Андрея Петровича Дульзона состоялась уже в первый послевоенный, 1946 год. Работы были рассчитаны на 5 лет и продолжались до 1951 года. За это время лингвисты кафедры языкознания и студенты занимались исследованием языка, записывали тексты, собирали этнографические и исторические материалы.

Рис. 9. Дневник раскопок на Среднем Чулыме летом 1946 г. Архив ТОКМ. Ф. 3. Оп. 9. Д. 2.

А.П. Дульзон, основываясь на полученных результатах и исследованиях В.В. Радлова и С.Е. Малова, сделал вывод о том, что язык тюрков Чулыма, проживающих по побережьям Кии и выше ееё устья по системе Чулыма, «ближайшим образом связан с кызыльским наречием хакасского языка и свидетельствует о том, что заселение Чулыма тюрками или продвижение тюркского языка на Чулым происходило с Абакана [Дульзон, 1953, с. 128].

Рукопись статьи А.П. Дульзона: Чулымские тюрки и проблема их происхождения. 1948 г. Архив ТОКМ. Ф. 3. Оп. 9. Д. 5

Как выяснилось, благодаря его исследованиям, чулымские тюрки вовсе не татары; они представляют собой частью тюркизированных селькупов (от устья Чулыма до Тутал вблизи Тегульдета), частью же – тюркизованных кетов (енисейских остяков) – от Тутал к Ачинску. Тюркское влияние распространялось на Чулыме с территории нынешней Хакасии и Казахстана. Зафиксированное деление чулымско-тюркского языка на диалекты отражает … былое географическое расселение селькупов и кетов в бассейне реки Чулым [Дульзон. 1952. Архив ТОКМ. Ф. 3. Оп. 9. Д. 9. Л. 1об.].


Следите за нашим Сайтом!


Мы расскажем вам о раскопках на Среднем Чулыме и познакомим с наиболее яркими находками.


Литература:
Дульзон А.П. Поздние археологические памятники Чулыма и проблема происхождения чулымских татар // Уч. зап. ТГПИ. Томск, 1953. – С. 127–334.
Дульзон А.П. Предварительный отчет о проведенной летом 1952 года лингвистико-этнографической экспедиции / Архив ТОКМ. Ф. 3. Оп. 9. Д. 9. 36 л.

А. И. Боброва
Археолог, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ТОКМ                    
ЧУЛЫМСКИЕ ТЮРКИ – КТО ОНИ? (по материалам исследований А. П. Дульзона на Среднем Чулыме)