Гравюра, как вид искусства возникает в конце ХIV- XV веков в преддверии Ренессанса - эпохи огромных перемен в культуре в том числе и рождения печатной книги. В виду своей дешевизны и доступности гравюра быстро становится неотъемлемой частью в начале рукописной, а затем и печатной книги.
В середине XV века во Флоренции жил известный ювелир-ниеллист Мазо ди Финигуерра. Как-то в жаркий день он работал на улице, возле своего дома. Один за другим ложились на металл запутанные штрихи рисунка. Наконец, работа была закончена. Финигуерра закатал пластину чернёвым сплавом, положил на стол для просушки, а сам отправился перекусить. В это время соседка ювелира вышла во двор с ворохом только что выстиранного белья. Она навалила простыни на стол поверх еще не высохшей ниелли и стала натягивать веревки. Мастер увидел это из окна и выбежал на улицу. Он приподнял белье и заметил, что черный узор перешел с ниелли на лежавшую снизу мокрую простыню. Финигуерра принялся ругать соседку за то, что она испортила работу. Но постепенно гнев его остыл. Он с удивлением рассматривал узор, отпечатавшийся на ткани. Ему пришла в голову мысль, что этим способом можно воспроизводить рисунки. Так была «изобретена» углубленная гравюра на металле.
Среди внушительной коллекции редких книг в фонде письменных источников краеведческого музея хранятся уникальные старинные книги на страницах которых размещены гравюры. Две из таких старинных книг: «Костюмы античности и современности» в 2-х томах С. Вецеллио и «Описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию» (Шлезвиг, 1656) богато украшены документальными и художественными изображениями- гравюрами.
Вечеллио Чезаре (С. Вецеллио) человек, благодаря которому мы увидели изображения костюмов «жителей разных земель». Одежда на гравюрах из книги порой придуманная и причудливая, а в костюмы облачены жители от Аравийской пустыни до российских дворян.
Листы гравюр в книгах, развернутые по вертикали или горизонтали разные по величине и способу расположения, но часто имеют тот же формат что и страниц.
Vecellio C. Costumes Anciens et Modernes. In 2 v. T.2. Paris, 1860 г. Вецеллио С. Костюмы античности и современности. в 2 т. Том 2 1860г.
Знаменитое «Путешествие» Адама Олеария (1599-1671), посла Фридриха III, отправленного к царю Михаилу Федоровичу и шаху Сафи с целью завязать торговые отношения с Москвой и Персией. Морем достигнув Риги, посольство прибыло в Нарву, а затем двинулось через Новгород в Москву. В августе 1634 года посольство въехало в столицу Русского государства и оставалось там четыре месяца, после чего получило согласие царя на пропуск его через русские земли в Персию.
В книге есть страницы, где формат гравюры превосходит по величине книжный разворот, поэтому лист с гравюрой сложен «гармошкой», но чаще всего они совпадали по формату с разворотом книги.
Техническое исполнение гравюры поражает многообразием. Каждая техника определяет свой характер, свой стиль и эстетику.
В наше время техника печатной графики стала частью традиционного искусства.
Гравюру изучают в области истории, изобразительного искусства и истории книги.
Подготовила: библиотекарь
Дроздова Т.А.