Библиотека / Наш КНИГОЗАЛ / Выставки КНИГОЗАЛА

«История книжных гравюр»

1 / 79

Гравюра, как вид искусства возникает в конце ХIV- XV веков в преддверии Ренессанса - эпохи огромных перемен в культуре в том числе и рождения печатной книги. В виду своей дешевизны и доступности гравюра быстро становится неотъемлемой частью в начале рукописной, а затем и печатной книги.

 

Легенда о происхождении гравюры

В середине XV века во Флоренции жил известный ювелир-ниеллист Мазо ди Финигуерра. Как-то в жаркий день он работал на улице, возле своего дома. Один за другим ложились на металл запутанные штрихи рисунка. Наконец, работа бы­ла закончена. Финигуерра закатал пластину чернёвым сплавом, положил на стол для просушки, а сам отправился перекусить. В это время соседка ювелира вышла во двор с ворохом только что выстиранного белья. Она навалила простыни на стол поверх еще не высохшей ниелли и стала натягивать веревки. Мастер увидел это из окна и выбежал на улицу. Он приподнял белье и заметил, что черный узор перешел с ниелли на лежавшую снизу мокрую простыню. Финигуерра принялся ругать соседку за то, что она испортила работу. Но постепенно гнев его остыл. Он с удивлением рассматривал узор, отпечатавшийся на ткани. Ему пришла в голову мысль, что этим способом можно воспроизводить рисунки. Так была «изобретена» углубленная гравюра на металле. 

Из колекции редкого фонда Томского областного краеведческого музея

Среди внушительной коллекции редких книг в фонде письменных источников краеведческого музея хранятся уникальные старинные книги на страницах которых размещены гравюры. Две из таких старинных книг: «Костюмы античности и современности» в 2-х томах С. Вецеллио и «Описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию» (Шлезвиг, 1656) богато украшены документальными и художественными изображениями- гравюрами.

Вечеллио Чезаре (С. Вецеллио) человек, благодаря которому мы увидели изображения   костюмов «жителей разных земель». Одежда на гравюрах из книги порой придуманная и причудливая, а в костюмы облачены жители от Аравийской пустыни до российских дворян. 

  

 

Листы гравюр в книгах, развернутые по вертикали или горизонтали разные по величине и способу расположения, но часто имеют тот же формат что и страниц.

 

 

Vecellio C. Costumes Anciens et Modernes. In 2 v. T.2. Paris, 1860 г. Вецеллио С. Костюмы античности и современности. в 2 т. Том 2 1860г.

Знаменитое «Путешествие» Адама Олеария (1599-1671), посла Фридриха III, отправленного к царю Михаилу Федоровичу и шаху Сафи с целью завязать торговые отношения с Москвой и Персией. Морем достигнув Риги, посольство прибыло в Нарву, а затем двинулось через Новгород в Москву. В августе 1634 года посольство въехало в столицу Русского государства и оставалось там четыре месяца, после чего получило согласие царя на пропуск его через русские земли в Персию.

«Описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию» (Шлезвиг, 1656)

В книге есть страницы, где формат гравюры превосходит по величине книжный разворот, поэтому лист с гравюрой сложен «гармошкой», но чаще всего они совпадали по формату с разворотом книги.

Техническое исполнение гравюры поражает многообразием. Каждая техника определяет свой характер, свой стиль и эстетику. 

В наше время техника печатной графики стала частью традиционного искусства.

Гравюру изучают в области истории, изобразительного искусства и истории книги.

 

 

 Подготовила: библиотекарь
Дроздова Т.А.