Библиотека / Наш КНИГОЗАЛ / Выставки КНИГОЗАЛА

Книги об искусстве

21 / 79

Отдел «Искусство» занимает значительную часть библиотечного фонда. Это огромные красочные альбомы художников-живописцев, графиков, декораторов, каталоги выставок, искусствоведческие монографии, сборники, учебные пособия, издания по архитектуре, декоративно-прикладному искусству, по истории театра и кино, работы исследователей о применении различных художественных материалов.

Для участия в мероприятии «Ночь искусств - 2019» были отобраны издания разных лет и разной тематической направленности. Библиотека поставила перед собой задачу как можно шире представить посетителям содержание фонда библиотеки по искусству. В этой публикации мы предлагаем обзор всех представленных в акции изданий.

  

Москва издательская в плакате: альбом / Рос. Кн. Палата; сост. Н. Н. Глушко, Т. В. Новикова, В. Ф. Коняшова и др. М.: Изд. центр Кн. Палаты; "Контакт-Культура", 2003. 128 с.: 112 ил.

Альбом впервые наиболее полно представляет тематическую коллекцию плаката, отражающую многостороннюю издательскую деятельность Москвы с начала 1920-х годов до 2003 года. Альбом включает 112 плакатов из собрания Российской книжной палаты. Большая часть листов со времени своего выхода из печати не переиздавалась и публикуется в данном специализированном издании впервые. Отдельные листы сохранились у нас в стране в единственном экземпляре и представляют исключительную редкость.

Каталог выставки картин, этюдов, эскизов художников-киевлян. Киев: Типогр. И. И. Чоколова, [Б. г.]. 12 с. Предположительно издан до 1910 года
Леонардо да Винчи. М.: Изд. И. А. Маевского, 1912. 48 с.: ил.

Издание из серии «Летучая Энциклопедия. Искусство. Живопись. Россия». Серия научно-популярных брошюр «Летучая энциклопедия» (около 30 выпусков, посвящённых русским и зарубежным художникам и композиторам) была основана известным книгоиздателем и просветителем И. А. Маевским.

Свою главную цель издатель Маевский видел в том, чтобы знакомить русских читателей с современными западно-европейскими и американскими писателями. Именно в его издательстве вышли первые тома собрания сочинений Джека Лондона и тираж разошёлся в короткое (!) время.

Перцов П. Венеция и венецианская живопись. Москва: Образовательная экскурсия, 1912 г. Издание второе, пересмотренное и исправленное

Карманный вариант издания, подготовленный как раз к сезону экскурсий. Именно в это время в России огромное внимание уделялось развитию экскурсионного дела. Но нужно отметить, что приобщением к мировым шедеврам деятельность экскурсионных обществ не ограничивалась. Большой интерес вызывало краеведение (родиноведение).  К созданию и проведению экскурсий, посвящённых достопримечательностям своего края и города привлекались в первую очередь школьники, учащиеся, студенты, учителя и преподаватели.

«Когда-то это было удовольствием, доступным только для богатых; но теперь, благодаря «Обществу образовательных экскурсий», это поистине драгоценное наслаждение доступно и разной учебной мелкоте» (https://goodlib.net/book_193_chapter_54_Literaturno-khudozhestvennye_novinki.html).

Пётр Петрович Перцов (4 [16] июня 1868, Казань – 19 мая 1947, Москва) – русский поэт, прозаик, публицист, издатель, искусствовед, литературовед, литературный критик, журналист и мемуарист, один из инициаторов символистского движения в русской литературе; он прочно вошёл в историю русской культуры как видный деятель эпохи Серебряного века, его свидетель и участник.

Серебренников Н. Н. Художественный отдел музея: краткое описание коллекции / Перм. Госуд. Обл. Музей. Пермь: [б. и.], 1926. 40 с.

Описание коллекции Пермской галереи подготовлено Серебренниковым Николаем Николаевичем, директором галереи (1925–1949 гг.), известным искусствоведом, историком и собирателем пермской деревянной скульптуры. «Организовал и до 1942 года возглавлял Пермский союз художников. В годы Второй мировой войны обеспечил хранение эвакуированных ценностей Русского музея, Третьяковской галереи» (Википедия).

  

Охочинский  В. К. Книжные знаки Владимира Изенберга. Петроград: [б. и.], 1923. 16 с.: ил.

Книга искусствоведа и одного из учредителей Петроградского общества экслибрисистов Владимира Константиновича Охочинского (1887–1940). В своей работе он освещает безукоризненно стильные и грамотные книжные знаки художника-графика Владимира Изенберга (1895–1969). Издание включает изображение 10 экслибрисов.

«Одним из крупнейших достоинств всех книжных знаков Вл. Изенберга является их полная гармония, не только со вкусом и личность их владельцев, но также и с духом и характером их библиотек».

Русская национальная живопись: Очерк Владимира Никольского. Петроград: Тип.
П. П. Сойкина. 1916. (Знание для всех: Общедоступный журнал для самообразования; 1916, № 4)

Настоящее издание представляет собой иллюстрированный очерк известного петербургского искусствоведа Виктора Никольского. В работе рассматриваются в соответствии с хронологией все этапы становления и эволюции русского национального искусства, анализируются его особенности. Автор касается творчества ряда художников, чьи имена составили славу русского изобразительного искусства XVII, XVIII, XIX веков. Среди них С.Ф.Ушаков, Шварц, Васнецов, Суриков и другие.  

Пётр Петрович Сойкин – (23.08 [04.09].1862, СПб. – 05.01.1938, г. Пушкин) – один из самых многогранных книгоиздателей России на рубеже XIX–XX веков. В издании научно-популярной и просветительской литературы придерживался принципа серийности.

Манушина Т. Н. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея (в футляре). 1983

В многообразном художественном собрании Троице-Сергиевой лавры одно из первых мест занимали большие, хорошо подобранные коллекции лицевого и орнаментального шитья. В альбоме приводится Каталог 106 произведений лицевого и орнаментального шитья. Основное внимание уделено памятникам орнаментального шитья - Каталог отражает их собрание полностью. Произведения представлены по видам, а внутри видов в хронологическом порядке. В аннотациях к произведениям даются: размеры (в см), инвентарный номер, описание, сведения о происхождении, реставрации, атрибуции, а также о вкладчиках. В раздел «Приложения» включены:

  • Список сокращений
  • Словарь терминов
  • Указатель исторических имен
  • Сведения об источниках
  • Краткий обзор литературы
  • Библиографический указатель

Каждое произведение представлено на полностраничной цветной иллюстрации.

41-я передвижная ВЫСТАВКА картин
Т-ва Передвижных художественных выставок. М.: Типогр. Т-ва И. Д. Сытина, 1912

C репродукциями в тексте.  

«Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах» (https://studopedia.ru/7_178467_vopros--tovarishchestvo-peredvizhnih-hudozhestvennih-vistavok.html).

Сокровища России из века в век. М., 2005

Издание даёт возможность соприкоснуться с уникальными историческими, культурными и материальными ценностями России. Основу представленной экспозиции составляют бесценные сокровища Алмазного фонда России и экспонаты из собрания Гохрана России. Лишь незначительная часть этих предметов, представленных в Кремле на выставке «Алмазный фонд России», доступна зрителю. Большая же часть готовящейся экспозиции (более 800 экспонатов) практически неизвестна широкому кругу.

Историческая часть Алмазного фонда демонстрирует период блестящего расцвета русского ювелирного искусства. Представляемые экспонаты являют собой подлинные сокровища благодаря своей уникальной художественной, исторической и материальной ценности. Важный раздел выставки - украшения 70-80-х гг. Все они являются предметами современной части собрания «Алмазный фонд России». Особенно интересны впервые выставляемые эскизные образцы Ордена «Победа» и маршальских звезд, выполненные из драгоценных металлов и камней в традициях мастеров фирмы Фаберже.

Скурлов В., Смородинова Г. Фаберже и русские придворные ювелиры. М.: Терра, 2001

Издание в подарочном футляре. Книга повествует о становлении и триумфе отечественной школы ювелирного искусства на рубеже XIX – XX вв., о деятельности выдающихся ювелиров того времени - К.Фаберже, П.Овчинникова, И.Хлебникова. Дополняют рассказ более полутора сотен иллюстраций, на которых изображены и драгоценности, и мастера, их создавшие и покупатели – члены императорского дома.

Рудин Н. Таблицы-задачи по цветоведению. М.: Искусство 1940 г.
32 стр.+18 листов иллюстраций

Учебное пособие для художественных учебных заведений. Папка содержит книгу, вводящую в предмет цветоведения и предлагающую задачи, которые следует решить при помощи 18 таблиц на отдельных листах. В издательской папке-футляре с цветной наклейкой. Увеличенный формат.  Редкость!

Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. 1988

Интереснейшие фотографии русского народного костюма представлены в книге Марии Мерцаловой «Поэзия народного костюма». У этой серии этнографических снимков очень интересная история. В 1970-х Мерцалова и фотограф Александр Божко ездят по стране, описывают и снимают оригинальную народную одежду. Причём, как вы увидите на фотографиях стараются делать это в условиях максимально приближенных к жизни. Все фотографии, как бы сейчас сказали, «постановочные». Мы видим и ритуальные праздничные танцы в исполнении местных фольклорных коллективов в костюмах их бабушек, и девиц-красавиц, наряженных в сарафаны из этнографического музея на фоне церквушки или особняка, и женщин-крестьянок за работой на поле и дома. В итоге получились необыкновенно красивые, антуражные фотографии. Сама книга тоже очень интересная, представляет собой путевые заметки, перемежающиеся с рассуждениями о роли женщины в русской культуре и специфике народного искусства (http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/russkii-narodnyi-kostyum/poyezija-narodnogo-kostyuma.html).

Вестник работников искусств. 1925. № 3

Вестник работников искусств — иллюстрированный журнал, издававшийся в 1920–1926 гг. Выходил не более одного раза в месяц (бывало и реже). После обязательной передовицы, следовали статьи и рецензии, а затем обширная хроника и театральный репертуар.

справа Мастера советской карикатуры Ю. Ганф. "Советский художник", Москва, 1972. 72 с.

Серия «Мастера советской карикатуры» начала своё существование в 1960 году выпуском альбома художника «Крокодила» М. М. Черемныха. Первым редактором серии был Виталий Стацинский.

Первые выпуски серии были изданы издательством «Правда», но через несколько выпусков в выпускных данных появляется «Издание Крокодила». В более поздние годы выпуском серии занималось издательство «Советский художник». Тогда же страницы серии были отданы художникам сатирических журналов братских республик и дружественных СССР стран. Появляются различные тематические сборники.
С развалом СССР выпуск серии был прекращён.

За оборону. М. 1928. Изд-во АХРР

«АХРР, Ассоциация художников революционной России; с 1928 года — АХР, Ассоциация художников революции — крупное объединение советских художников, графиков и скульпторов, являвшееся, благодаря поддержке государства, самой многочисленной и мощной из творческих групп 1920-х годов. Основана в 1922 году, распущена в 1932 и явилась предтечей единого Союза художников СССР» (Википедия).

Лентулов А. В. Альбом. М.: Советский художник, 1957. 14 с.

Книга-альбом посвящена жизни и творчеству Аристарха Васильевича Лентулова – одного из лидеров русского авангарда начала XX века, активного участника общества «Бубновый валет». Репродукции произведений живописи, графики и сценографии, представленные в альбоме, сопровождаются оригинальным научным исследованием творчества художника в его связях с культурой эпохой.

Верейский О.
По Чехословакии /
О. Верейский,
Л. Кудреватых. Москва : Правда, 1956. 48 с.: ил.

«Два сотрудника «Огонька» – очеркист Леонид Кудреватых и художник Орест Верейский – совместными усилиями создали этот альбом. В очерках и рисунках они рассказывают освоём путешествии по чешской и словацкой земле…» (Полевой Б. Несколько слов об этом альбоме // Верейский О. По Чехословакии. Москва: Правда, 1956. 48 с.: ил.).

Полотенца восточно-славянских народов (русских, украинцев, белорусов). Из собраний музеев Алтайского края: каталог /сост.
Н. С. Грибанова,
И. В. Попова. Барнаул: Алт. дом печати, 2013. 44 с.: ил.

Каталог даёт возможность читателю познакомиться с многообразием и особенностями использованных для декорирования полотенец способов ткачества, вышивки, кружевоплетения, вязания русских, украинцев и белорусов.

Первая окружная художественная выставка в г. Ачинске. Живопись, прикладное искусство и фотоснимки. Ачинск: Ачинская гостипография
ОМХ-а,1928. 14 с.

Каталог издан Ачинским окружным обществом краеведения. Секцией по изучению художественного творчества округа. Выставка (1928; 1; Ачинск).

Хроника художественной жизни Томска. 1920–1926 / Том. обл. худож. музей ; авт.-сост. Т. А. Бычкова,
И. П. Тюрина,
Л. Ю. Исаева. Томск: [б. и.], 2019. 224 с.: ил.

В издании широко представлены предметы, материалы, документы из фондов нашего музея. В данном исследовании представлен большой объём ранее не публиковавшейся информации о состоянии художественной жизни Томска, охватывающий период  с 1920 до 1926 годы. Подробнее об издании.

Хроника художественной жизни Томска, 1909–1919 гг.: к 90-летию Томского общества любителей художеств: (по материалам газеты "Сибирская жизнь"). Томск: Издательство Томского университета, 2000. 168 с.: ил.

Хроника составлена по материалам газеты «Сибирская жизнь» за 1908–1919 гг. и посвящена ярчайшей странице в художественной жизни города – деятельности Томского общества любителей художеств. Хроника отражает широкий спектр событий в художественной жизни Томска начала XX века и может служить источником для знакомства с биографиями и творчеством отдельных художников, историей проведения в Томске художественных выставок, создания художественной школы и др.

Томск глазами художников: региональная художественная выставка, посвященная
410-летию Томской губернии, 210-летию Томской губернии,
70-летию Томской области / [авт. ст.
Е. В. Сидорова]. 39 с.: цв. ил.

В живописных и графических произведениях сибирских художников перед нами предстаёт совершенно разный город Томск, представленный во всём многообразии городских пейзажей. Это и зимний спящий город, и шумные проспекты, и деревянное зодчество, и величественные каменные дома начала прошлого века.

Анатолий Шумилкин: каталог /авт.-сост.
А. Н. Дащенко. Томск: Ветер, 2012. 86 с.: ил., портр. (Художники России в Нарымском крае). Парабельская картинная галерея

Анатолий Шумилкин – живописец, скульптор, поэт, автор пейзажей, портретов, натюрмортов, являющихся поэтическим посвящением земле Томской области, родился 17 апреля 1930 в деревне Знаменка Молчановского района Томской области в многодетной семье обского гидрогеолога. Живописец, скульптор, поэт, автор пейзажей, портретов, натюрмортов. В 1966 г. художник лишился правой руки, и ему пришлось заново учиться рисовать – работать упорно, до изнеможения, изо дня в день, из года в год. Период мучительного привыкания писать левой рукой дал свои плоды: к художнику пришло признание, в 1970 г. его приняли в Союз художников России. По свидетельству  друзей, он одной рукой делал всё так, что и с двумя за ним было не угнаться. Всё, к чему он прикасался, наполнялось красотой. Мастер видел живое во всём, что его окружало, любил создавать скульптуру из сложнейшего материала – капа.

Были представлены также несколько каталогов томских художников:

Периодическая выставка картин: 26 декабря 1912 г. - 7 января 1913 г. / Том. об-во любителей художеств. - 4 с.

[Каталог выставки], проходившей в Томске в 1913 году был подготовлен Томским обществом любителей художеств. Общество не только активно участвовало в выставках, что в общем-то логично, но и вело работу по выявлению и систематизации памятников архитектуры Сибири, и инициативно проявляло себя в области культурного строительства. 

«Культурно-просветительная организация. Создана в Томске в 1909 г. по инициативе Л. П. Базановой и др. Почётными членами общества были избраны художники И. Е. Репин, В. И. Суриков, томский губернатор Н. Л. Гондатти. Общество развернуло выставочную деятельность, позволившую консолидировать художественные силы Сибири. В течение 1909 – 919 гг. в Томске было проведено 9 периодических выставок. В 1910 г. силами общества было открыто первое в Сибири художественное учебное заведение – классы рисования и живописи, работавшие до 1918 г. Общество устраивало публичные лекции по изобразительному искусству, вечера совместного рисования с натуры. В конце 1919 г. общество прекратило своё существование, его творческое наследие хранится в Томском областном художественном музее и других музеях Томска» (Энциклопедия Томской области. Т. 2. – Томск, 2009. – С. 530-531).

10-я областная художественная выставка: каталог. Томск, 1963.

Каталог XI областной художественной выставки. Томск (Выставка 50-летию советской власти посвящается).

Каталог 12 областной художественной выставки. Томск, 1968-1969 гг.

Каталог 13 областной выставки произведений молодых художников. Томск, 1984 гг.

Шестая областная художественная выставка, посвященная 350-летию города Томска: каталог / Упр. культуры Том. облисполкома; Том. отд-ние Союза Совет. художников; Том. отд-ние худож. Фонда СССР. Томск: [б. и.], 1954. 36 с.: ил.

20.11.2019
Подбор и подготовка материала – зав. библиотекой музея С. В. Бубновой.

Адрес библиотеки: г. Томск, пер. Спортивный, 13.

Контакты библиотеки: тел. 90-20-16 доп. 487; 8-909-540-68-70.

Электронный каталог библиотеки