Туристско-экскурсионная деятельность в России начинает весьма активно развиваться во второй половине XIX века. Элитарные альпийские клубы и прочие немногочисленные туристические общества для избранных заметно потеснились с развитием школьного экскурсионного дела. Появились условия для повышения доступности туристских путешествий для представителей среднего класса.
В российском обществе конца XIX – начала XX века активно пропагандируются экскурсии для учащихся. «Экскурсионные начинания учительства» в это время получили поддержку и развитие на государственном уровне. Развитие родиноведения и утверждение новых школьных программ по географии и истории поставили перед учителями задачу формирования у населения «вдумчивого отношения к окружающему миру», популяризацию и изучение памятников истории и старины.
В связи с этим во многих городах России создавались экскурсионные бюро и комиссии. Им помогали местные научные и просветительские общества. Разрабатывались планы и рекомендации, выпускались путеводители, количество проводимых экскурсий увеличивалось год от года. Экскурсионно-туристическая работа велась и с детьми, и со взрослыми. Одной из ведущих организационных структур стала Ярославская экскурсионная комиссия, которая впоследствии и начала выпуск «Русского экскурсанта».
«Одним их самых заметных явлений в области экскурсионно-туристического дела и пропаганде памятников истории и культуры стало издание Ярославской экскурсионной комиссией специализированного журнала «Русский экскурсант». Он начал выходить с марта 1914 года.»
«Свою задачу редакция «Русского экскурсанта» видела в том, чтобы «раскрыть глаза подрастающих поколений на дивную картину нашей Родины, дать им почувствовать всё обаяние русской природы, приблизить их к бесконечно-любопытным сторонам её многопланового быта...»
В библиотеке Томского областного краеведческого музея сохранился один из номеров журнала «Русский экскурсант»:
Журнал освещал для специалистов и общественности самые актуальные вопросы экскурсионного дела – в этом убеждаешься, открывая первые страницы этого номера. Номер начинается публикациями «Очередные задачи экскурсионного дела в России» и «Начало большого дела», рассказывающими о сложностях разработки экскурсий в сложное военное время и о предложениях Ярославской уездной земской управы по организации летнего отдыха (летних отпусков) городских и деревенских детей, а также об организации школьных музеев. Экскурсионной работе как важнейшему фактору патриотического воспитания молодёжи отводится особая роль в образовательном процессе и в организация досуга.
Далее в обширной рубрике «Родиноведение» читателю предлагаются обзорные статьи «Волжский пароход», «В Черемшанских скитах» и «Финляндское родиноведение». Необходимо отметить, что на страницах журнала всегда публиковались статьи, посвящённые различным достопримечательностям страны. Большое внимание уделялось описанию других городов России, в которых вниманию читателя предлагались самые разные объекты и памятники.
«Все описания сопровождались весьма качественными фотографиями, дающими представление об описываемом памятнике. В целом информация, представленная в статье, не только позволяла спланировать маршрут для осмотра памятников, но и просто использовать сведения для просветительских или образовательных целей любому человеку, интересующемуся историей страны» (www.booksite.ru/fulltext/suda/kov/4_08.htm)
Следующие рубрики «Хроника экскурсий» и «Объявления» являются собранием бесценного практического опыта для экскурсоводов и исследователей старины – например, здесь даются советы, как приспособить свою туристическую сумку для дальних походов или как пользоваться шагомером, а также даются объявления о предстоящих экскурсиях в разных городах страны.
Посмотреть электронные версии некоторых номеров журнала «Русский экскурсант» можно здесь:
Подробнее о журнале «Русский экскурсант»:
pstgu.ru/download/1408356177.5tarasova.pdf
www.booksite.ru/fulltext/suda/kov/4_08.htm
Подробнее о создании и деятельности туристических организаций в России в XVIII, XIX и начала XX века:
bibook.ru/books/25638/default.htm
studfiles.net/preview/2383835/
Нужнов И. Н. Исторический опыт развития экскурсионного и школьного туризма в России в XIX в.
31.07.2019.
Материал подготовлен заведующей библиотекой музея Светланой Валерьевной Бубновой.
Более подробно ознакомиться с этим и другими изданиями можно в научной библиотеке музея (г. Томск, пер. Спортивный, 13/ Гоголя, 31).
Контакты библиотеки: тел. 90-20-16 доп. 487; 8-909-540-68-70,