«Томский зритель» — еженедельник экрана, театра и музыки, орган художественного Совета. Издавался в г. Томске в 1926-1927 годах. В редакционной коллегии состояли: Л. Нисневич, К. Хейфец, В. Зайцев. Целью журнала было информирование и просвещение томских жителей в области кино и театра: публиковались рецензии, анонсы, информация о томских и гастролирующих театрах, портреты актёров. Журнал был очень популярен. Как писал Владимир Суздальский в статье „Был такой журнал...“ (Красное знамя, 1981 г.): «Просматривая сегодня номера журнала, отмечаешь их большую информативность». К сожалению его выпуск был на долгое время приостановлен.
Возобновилось издание в 1989 году.
В журнале помещались программы музыкальных и драматических спектаклей, информации о театрах, постановках в крупных сибирских городах. Излагались рецензионные материалы на премьеры, печатались творческие портреты томских актеров и т. п.
Томский зритель: журнал управления культуры Томского облисполкома и Томского отделения Союза театральных деятелей РСФСР. 1989 №№ 4, 6, 7; 1990 № 3.
И опять аншлаг! Томской интеллигенцией журнал был очень востребован, его тиражи превышали 10 000 экземпляров. «Он выходил ежемесячно, выделяясь на фоне традиционной черно-белой прессы своими цветными обложками (внутри журнала ряд заголовков, графических элементов выделялись с помощью дополнительного цвета)» (Журнал «Томский зритель» 1990-х: возрожденная традиция).
Главным редактором стал Сергей Чернояров, в редколлегии: Виктор Лойша, Сергей Сердюк, Мария Смирнова, Наталья Яковлева и др. издатели - управление культуры Томского облисполкома и Томского отделения Союза театральных деятелей РСФСР.
Сложная эпоха перестройки не дала журналу просуществовать долго – сказались финансовые трудности и некоторые другие факторы перестроечного времени.
Томский зритель. 1989. № 7. Реклама на обороте обложки
«ОТ РЕДАКЦИИ. Постоянные читатели, конечно же, заметили, что последние номера нашего издания выходят в свет слишком нерегулярно. Причина перебоев – нехватка бумаги. Принося наши извинения читателям и авторам, мы одновременно обращаемся к советским хозяйственным и общественным организациям, располагающим фондами на бумагу: Помогите «Томскому зрителю»! Единственное в Томске издание по вопросам культуры нуждается в поддержке.
Дело-то – хорошее…»
В библиотеке музея есть несколько номеров журнала за 1989 год. Листая сегодня эти номера, хочется отметить уникальность этого явления в жизни Томска - информация представлена «биографом» неравнодушным, искренне любящим театральную и кинематографическую жизнь, но уже начинающим встраиваться в эту ужасающую лавину «новых веяний» перестроечной эпохи. Он поднимает скандальные темы, рассказывает о новых провокационных режиссёрских приёмах, об использовании эпатажных приёмов в борьбе за зрителя, критикует или соглашается, однако ТЕАТР для него – это святое. Театр - это неприкосновенное таинство – о котором можно только рассказывать, повествовать, им нужно бережно делиться, он не приемлет грубого обращения и равнодушного постороннего разглядывания.
Здесь есть материал и о Мастере, покинувшем нас совсем недавно, в Год Театра…
«Пигмалионы живут среди нас. Один из них – на фотографии. Владимир Захаров – конструктор и самый главный мастер по куклам Томского театра кукол «Скоморох». Он придумывает и создаёт героев, которым предстоит ожить на время спектакля, когда категории ненастоящего улетучиваются и мы попадаем в сказку…
Чтобы смастерить куклу (единственную и неповторимую) необходимы два качества: художническое чутьё и золотые руки. Фантазия и умение мастерить.
Теперь главное: Владимиру Захарову нужен СОРАТНИК. Спектаклей с каждым годом всё больше, а мастер по куклам всего один. Желающих, думается, найдётся немало. Однако не забудьте о непременных качествах».
«Игорь Скляр: Вспоминая, как после нашумевшего дипломного спектакля «Братья и сестры» по Ф. Абрамову в ЛГИТМиКе, поставленного Додиным, весь наш курс отправили в Томск создавать молодёжный театр. Театра мы так и не дождались – но прожили там почти год. Помнишь?
Наталья Акимова: Кошмарную зиму в Томске? Конечно. Это был 1979 год. Холода стояли страшные. Почти всю зиму мы с Игорем проболели. А платили по больничному 50 рублей в месяц. В магазинах ничего не было кроме хлеба и тортов. Я выходила на кухню и плакала – очень хотелось есть».
«Спутник кинозрителя», 6´89 г.
Подробно ознакомиться с этими и другими изданиями можно в научной библиотеке музея (г. Томск, пер. Спортивный, 13/ Гоголя, 31).
Подробнее об издании:
Томский зритель, 1926-1927 гг. в электронной библиотеке ТОУНБ им. А. С. Пушкина
http://elib.tomsk.ru/page/439/#jurnal
Откройте новое в старом: Из коллекций журналов НБ ТГУ. Театральные журналы 20-х годов 20 века:
http://www.lib.tsu.ru/win/vystavki/fond_teatr/tom_zrit.html
Данилова Д. Е. Журнал «Томский зритель» 1990-х: возрожденная традиция /науч. рук. Н. В. Жилякова:
https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2018/data/13256/78102_uid251831_report.pdf
Проскурина Е. Н. Сюжет просвещения в журнале «Томский зритель» (1926–1927) в аспекте проблемы «нового зрителя»: http://www.philology.nsc.ru/journals/sis/pdf/SS2017_1/05.pdf
Полезные ссылки:
Википедия Театры Томска
Информация с сайта Библиотечно-информационный комплекс http://www.library.fa.ru/exhib.asp?id=366 :
23.04.2019
Материал подготовлен заведующей библиотекой музея
Светланой Валерьевной Бубновой.
Контакты библиотеки: тел. 90-20-16 доп. 487, 8-909-540-68-70,