УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Составитель: Д. В. Загоскин
Вашему вниманию предлагается второе дополненное и исправленное издание учебно-методического пособия «Вопросы нормативного регулирования и организации учётно-хранительской деятельности в музее».
Первый вариант настоящего пособия вышел в 2019 году. Тогда уже было понятно, что он не является окончательным и будет дорабатываться по мере продолжающихся изменений в законодательном регулировании музейного дела в нашей стране.
В периоде с 2019 г. по настоящее время (второй квартал 2021 г.) такие изменения произошли. Были утверждены правила оборота оружия, имеющего культурную ценность, в государственных и муниципальных музеях. Определены комплексные требования к организации работы с документами Архивного фонда в музейных учреждениях. Появились новые методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации по организации школьных музеев. И, вероятно, самое главное, с 01 января 2021 года действуют Единые правила организации комплектования, учёта, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, устанавливающие и детализирующие ключевые требования к работе с музейными фондами во всех её направлениях и ко всем музеям, иным организациям и физическим лицам, в собственности, владении или пользовании которых находятся музейные предметы, включённые в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также иные фонды.
Во втором издании пособия эти новации регулирования находят своё отражение. Кроме того, в этом издании анализируются локальные аспекты регулирования музейного дела, связанные с деятельностью специфических образований музейного типа, - анализируются особенности музейной фондовой деятельности с позиций её регулирования для школьных музеев.
Азы организации музейного собрания в школьном музее
Методические рекомендации
Составитель: Д.В. Загоскин
Настоящие рекомендации разработаны в рамках реализации ОГАУК «ТОКМ им. М.Б. Шатилова» функции центрального государственного музея Томской области в соответствии с Законом Томской области «О музеях и музейном деле в Томской области» от 10.08.2009 г. №157-ОЗ.
Уважаемые читатели!
В последние десятилетия интерес к семейной истории растет. В музей часто обращаются люди, которые хотят начать самостоятельные генеалогические изыскания, но не знают, с чего начать.
В ходе реализации проекта Томского областного краеведческого музея им. М. Б. Шатилова «Сибиряки вольные и невольные» (https://сибиряки.онлайн) музей приобрел опыт, которым готов поделиться с вами. Мы не претендуем на некую исчерпывающую картину и, в силу локализации проекта, делаем упор на томскую специфику. Однако алгоритм, рекомендуемый в методическом пособии, универсален для всех регионов России и ближнего зарубежья.
Информация в пособии подобрана в соответствии с часто встречающимися вопросами. Она размещена с учетом логики генеалогического поиска: от доступных каждому исследований в семейном архиве, поиска информации в библиотеках и на электронных ресурсах до обращений в государственные и ведомственные архивы и к возможностям, предоставляемым исследователю современной генетикой. В разделах приводятся электронные адреса наиболее информативных сайтов и списки рекомендуемой литературы.
Томский областной краеведческий музей выражает благодарность всем тем, кто оказал содействие в разработке и издании данного пособия:
– Благотворительному фонду культурных инициатив - Фонду М. Прохорова, на средства которого реализован грантовый проект "Центр Практической истории "Со-Действие" при библиотеке ТОКМ;
– Государственному архиву Томской области, его директору Караваевой Анастасии Геннадьевне, начальнику отдела публикации и использования документов Хмельницкой Ольге Евгеньевне и заведующей читальным залом ГАТО Писковой Валентине Михайловне;
– генеалогу, историку, специалисту в области генетической генеалогии и председателю Томского родословного общества «Герольд» Волкову Владимиру Геннадьевичу,
– руководителю отдела по поиску репрессировнных Центра документации Музея истории ГУЛАГа Макееву Александру.
Также я благодарю сотрудников Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова, работавшим над созданием методического пособия:
– старшего научного сотрудника научно-исследовательского отдела Назаренко Татьяну Юрьевну;
– заведующего отделом «Мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД» Ханевича Василия Антоновича;
– заведующую библиотекой Бубнову Светлану Валерьевну
– заместителя директора по научной и методической работе Ширко Константина Николаевича;
– заведующую отделом по информатизации и редакционно-издательской деятельности Чернову Татьяну Ивановну.
Мы выражаем надежду, что пособие окажет вам существенную помощь в поисках своих корней.
Директор Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова
Перехожев Святослав Валерьевич.
ОПРОС СВИДЕТЕЛЕЙ ПРОШЛОГО И ОПИСАНИЕ ИСТОЧНИКОВ
Составитель: Е. А. Андреева
Издание посвящено сравнительно новому, динамично развивающемуся методу исторических исследований. Метод устной истории, выходя за пределы академической науки, используется в школьном учебно-образовательном и воспитательном процессах, в музейной деятельности. В предлагаемом пособии, которое призвано помочь начинающим исследователям, описывается техника проведения интервью, правила обработки его результатов, даются рекомендации по ведению тренинга интервьюеров, использованию материалов устной истории в музейной деятельности, даётся объяснение основных понятий, используемых в специальной литературе.
Издание адресовано руководителям общественных музеев, организаторам внеклассной работы по школьному краеведению, студентам гуманитарных факультетов, а также всем, интересующимся методом устной истории.
Настоящее пособие создано в рамках реализации ОГАУК «ТОКМ им. М.Б. Шатилова» функции центрального государственного музея Томской области в соответствии с Законом Томской области
«О музеях и музейном деле в Томской области» от 10.08.2009 г. №157-ОЗ, издано при финансовой поддержке Департамента по культуре Томской области.
Томский областной краеведческий музей, Музей города Северска, Северский кадетский корпус.
Перед вами - результат совместной деятельности сотрудников Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова, Музея города Северска и Северского кадетского корпуса.
После того, как в работу по сбору интервью включились школьники, встал вопос о разработке простого и универсального опросника для работы с респондентами, удобного для педагогов и школьников методического пособия.
Все эти материалы, включая работы кадет по изучению истории своих семей, вы найдете в "Рабочей тетради краеведа-любителя"
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается методическое пособие «Рабочая тетрадь проектировщика». В его подготовке приняли участие проектанты из разных регионов и сегментов культурного пространства России. Коммуникационной площадкой для них стала библиотека Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова. Появление этого издания стало возможным благодаря грантовой поддержке Фонда Михаила Прохорова (конкурс «Новая роль библиотек в образовании»).
♦
Размышляя и действуя, мы все чаще используем те или иные элементы проектно-ориентированного подхода. Наиболее отчетливо это проявляется в области профессиональных практик и разнообразных гражданских инициатив.
Полагаем, что это особенно актуально для областей культуры, креативных индустрий, туризма. Эти сферы несут в себе большое количество элементов (часто системообразующих) прежней профессиональной парадигмы, во многом отстающей от проблем и запросов со стороны быстро меняющегося социального (экономического, общественного, культурного, познавательного, ценностного) контекстов.
♦
Каждый из нас применяет проектно-ориентированный подход по-своему. Одни действуют по наитию. Другие используют отдельные теоретические и практические подходы. Третьи целенаправленно учатся и анализируют свой проектный опыт.
Очевидно, что каждый ориентированный на оптимальный результат стремится совершенствовать свой проектный инструментарий. Первые из вышеперечисленных коллег хотели бы начать знакомство с теоретическими и практическими азами. Вторые заинтересованы в более глубоких и системных знаниях. Последние ориентированы на новации и интересные проектные подходы.
Для каждой категории написаны тома специальной литературы. Тем не менее, независимо от проектного опыта и уровня подготовки, практикующему проектировщику часто хочется иметь под рукой рабочий инструмент, сочетающий в себе и основы теории, и анализ конкретных проектов, и отсылки к более специализированной литературе, и пространство для профессиональной саморефлексии.
Мы осознаем сложность подобной задачи. Однако, надеемся, что кто-то найдет в этом методическом пособии новую информацию. Часть пользователей сможет лучше структурировать знакомые ему теоретические подходы и практики. Другие, возможно, вновь задумаются над концептуальными основаниями проектной деятельности в сфере культуры.
♦
Мы рассматриваем пособие как окно возможностей для нового проекта. Поэтому будем признательны вам за вопросы, замечания и предложения, которые можно направлять по адресу: Shyrko@yandex.ru с пометкой «Рабочая тетрадь проектировщика».
Путеводитель подготовлен в рамках гранта Фонда Михаила Прохорова для «Центра прикладной истории «Со-Действие» на базе корпоративной библиотеки ОГАУК «ТОКМ им. М.Б. Шатилова" (конкурс "Новая роль библиотек в образовании").