Архив / Электронные тематические каталоги / Восточная коллекция ТОКМ

Ф.1.Оп.1.Д.34

12 / 67

Журнал для записи отзывов о выставке. 1927г.

Оригинал.

Л.2. произведения искусства Тибета, Монголии, Китая и Японии 28-4-27

Л.2 об. Жаль, что отсутствую сведения, кем добыты все эти предметы искусства, в каких местах и также есть ли остатки этих [предметов] искусства в пределах СССР, граничащих с Тибетом и Монголией. Не указано время (новейшее или [ ]) вазы японского клуазоне, что более интересно также по моему мнению. (дата более раннего отзыва - 8-1-37)

Жаль, что мало представлено [ ], оказавшее влияние на современное искусство последних десятилетий – искусство Японии.

 

Л.4 об. – л. 5 деревянная скульптура (особенно «Лао-цзы», «бог [ ]», китайские и японские вазы, старинная тибетская и монгольская живопись.

 

Л.6 об.- 7 Выставка меня очень удивила. Не ожидал, что здесь, в Томске, может быть собрана такая коллекция буддийского искусства. Выставленные экспонаты производят на человека, впервые входящего видящего картины подобного рода, оригинальное впечатление своеобразного рисунка. Вазы и резьба весьма и весьма красивы (именно красивы, с моей точки зрения) [ ] настоящего искусства.

Статуэтки так изящны, что никак не вяжется с шаблонным представлением, что искусство только с Запада. [ ] Студент-медик.

Л.7 об. Впечатление, что попал в какой-то другой мир, чтобы понять его, нужно жить в Китае или быть знатоком, а от одной экскурсии в него не залезешь. (1927г.)

 

 

 

 

 

 

 Л. 6 об.                          Л. 7                                    Л. 7 об.

Л.8 об. -9. Предметы представляют колоссальный интерес. В них так и чувствуется душа и миросозерцание их исполнителя, почитающего их народа. Я бы сказал даже, что предметы окутаны чем-то влияющим на зрителя, но для такой выставки, мне кажется, организаторы окунулись поскупились на надписи или на руководителя. Ведь выставка устраивалась все же для широкой публики, а знакомства с историей и миросозерцанием буддизма у нее безусловно нет. Благодарю организаторов. Кольчев С.Т.И.

Л.9 об. Для более ясного понимания истории буддийского искусства следовало расположить экспонаты, придерживаясь хронологического порядка независимо от вида (живопись, скульптура). Приношу благодарность устроителям выставки.

Л.10 об.  Посетив выставку буддийского искусства, мы, рабочие-металлисты, нашли, что подбор предметов замечательный, к тому же Европа ошибочно не считалась с искусством Востока.

 

 

 

 

Л. 8                                    Л. 9                                  Л. 9 об.                          Л. 10 об.

 

Л.12 об. – 13  8-5-27. Выставка – оригинальна. Заставляет она как-то отрешиться от наших представлений в изобразительном искусстве (живопись, скульптура). В буддийском искусства стремление к проявлению [ ].. Хороша старинная (17 в.) монгольская, тибетская живопись. Можно любоваться и наслаждаться как нашим, европейским, тогда как живопись  новая, кричащая, непонятна и производит внешнее (а не внутреннее, созерцательное) впечатление. «Ан С» (А. Смирнов) философ.

 

 

Л.13. Экспромт

Китай, Тибет,
Как вы далеки,
Но близки нам
Своим искусством,
И в вас есть
Блики, краски, токи,
И там, у вас,
Согрето чувством

 

 

 

 

 

 

 

Л.13 об. -14. Л. 14. Выставка собой представляет большую ценность, но жаль, однако, что во время посещения выставки посетителя нет лиц, хорошо сведущих с развитием как древности, так и нового «буддийского искусства».

Л.14 об.  Бросилось в глаза огромное количество предметов религиозного культа, предметов роскоши (вазы, роскошная мебель), искусство же народное, украшения предметов домашнего обихода совершенно не представлено. 12-5-27. Журавский (Б.труда)

- выставка буддийского искусства – 14-05-27.

Л.15 об.  Выставка буддийского искусства была бы интересной, если бы все экспонаты имели [ ] объяснения хотя бы  в виде заметок. [ ].




 

 

Л. 13 об. -14                       Л. 14                            Л. 14 об.                         Л. 15 об.