Выставки / Выставки / Виртуальные выставки / Война – тяжёлая работа / Судьба томских предприятий

ТОМСКИЙ ШПАЛОПРОПИТОЧНЫЙ ЗАВОД (ТШПЗ)

11 / 14

Шпалопропиточный завод управления Томской железной дороги был создан на базе эвакуированного осенью 1941 г. из Брянской области Злынковского шпалопропиточного завода. Предприятие возводилось на пустом месте, точнее на заболоченном пустыре реки Томь. Страна очень нуждалась в шпалах, стрелочных брусьях для восстановления разрушенных войной железных дорог и строительства новых. Суть работы шпалопропиточного завода состояла в пропитке антисептиками шпал перед укладкой их в путь, чтобы продлить срок их службы. При этом срок службы шпал увеличивался в 3-4 раза: с 5 лет до 15-20.

27 февраля 1945 г. завод выдал свою первую продукцию. Сырье для завода — напиленные непропитанные шпалы — изготавливалось леспромхозами, расположенными в Томской области по берегам рек Томь и Обь — Нарым, Парабель и т. д. Для принятия продукции завод построил собственный порт.

С окончанием войны спрос на шпалы возрос ещё больше. В разные годы предприятия Томлеспрома поставляли на завод до 1 800 000 шпал. Много сил ушло на восстановление завода после страшного пожара 1975 г., уничтожившего около 700 тысяч шпал и крановое хозяйство. Вместо деревянных были построены новые здания из несгораемого материала — кирпича и бетона. Произошла полная реконструкция шпалопропиточного производства: ручной труд сменился на автоматизированное оборудование, погрузка шпал в железнодорожные полувагоны стала механизированной. Годовая продукция отгружалась в 4 000 железнодорожных вагонах. Сконструированное директором завода Г.И. Тригорловым устройство позволяло грузить в них на 200 шпал больше, чем раньше, что экономило до тысячи выгонов в год.

В 1980-е гг. завод по своей оснащённости занимал одно из первых мест среди 23 шпалопропиточных заводов. В эти годы завод достиг производительности 2 млн шпал в год. Подготовка шпал к пропитке, их пропитка велись по разработанной на заводе технологии. Завод был участником выставки ВДНХ и награжден дипломом за разработку технологии сушки шпал в высоких штабелях.

Руководство завода уделяло особое внимание экологическим проблемам. Ещё в 1970-е гг. были пущены в эксплуатацию очистные сооружения для очистки технологической воды, в 1994 г. запустили оборотное водоснабжение, т. е. промышленные стоки воды после очистки не сбрасываются в канализацию, а направляются в котельную для перегрева в пар и на технологию пропитки.

С 1990-х гг. началось резкое падение объема производства, сырье стало поставляться из Красноярского края и Иркутской области. В годы перестройки предприятие было преобразовано в ООО «Томский ШПЗ», а позже передано компаниии «ТрансВудСервис», принадлежащей ОАО «РЖД». Некоторое время ещё обеспечивалась работа по технологии пропитки, выплачивалась зарплата рабочим денежной массой. Коллектив завода постепенно сокращался, но в основном благодаря внедрению механизации и автоматизации тяжелых работ.

 К 2003 г. объем производства шпал ещё более ощутимо сократился, а в декабре 2012 г. завод прекратил производство. Предприятие было законсервировано из-за отсутствия заказов от РЖД. Руководство завода прокомментировало сложившуюся ситуацию следующим образом: «В стране существует четыре завода, которые входят в структуру «ТрансВудСервис» — дочернего предприятия «Российских железных дорог». С заказами, имеющимися на 2013 г., легко могут справиться всего два завода. В связи с этим шпалопропитки в Томске, а также в Тайшете не будет…». К этому времени на заводе было занято около 180 человек

В 2013 г. завод был закрыт окончательно и выставлен на продажу, позже на его территории началось жилое строительство.