Выставки / Выставки / Виртуальные выставки / Война – тяжёлая работа / Судьба томских предприятий

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД №5 (ГПЗ-5)

13 / 14

Основан в Томске осенью 1941 г. на базе эвакуированного из Москвы Первого государственного подшипникового завода. Завод был размещен в «Красных казармах» Северного военного городка. Выпуск томских подшипников начался уже в ноябре, спустя три месяца после эвакуации. Всего за годы войны Томский ГПЗ выпустил более 9,5 миллионов подшипников, в основном для нужд военной промышленности: для танков, самолетов, артиллерийских орудий.

После войны на заводе был увеличен выпуск подшипников для сельского хозяйства и транспортного парка страны.

В 1940-е гг. происходило постепенное расширение площадей, а в 1953 г. введён в эксплуатацию первый производственный блок ГПЗ-5, спроектированный и построенный для производства подшипников.

В 1959 г. началось строительство корпусов филиала на улице Ивановского. В 1950-х гг. ГПЗ-5 освоил выпуск новых подшипников качения для железнодорожного транспорта, что в результате повысило грузоподъемность составов, скорость движения и уменьшило количество остановок в пути. На томском предприятии впервые в отрасли было осуществлено промышленное внедрение эльбора — синтетического сверхтвёрдого материала для шлифования отверстий.

18 января 1964 г. из деталей, обработанных на новом месте, собран первый приборный подшипник.

В 1960–1980-х гг. ГПЗ-5 являлся крупным машиностроительным предприятием, производившем более 300 типов подшипников, из них самый маленький имел диаметр 6  мм и вес 3 гр. а самый большой — 40 см и 40 кг соответственно. Продукция завода экспортировалась в 31 страну мира. Число работающих к концу 1980-х гг. — 5,5 тыс. человек.

В 1990-х гг. ГПЗ-5 был реорганизован в ОАО «Ролтом». С 1997 г. завод приборных подшипников осуществлял свою деятельность как самостоятельное юридическое лицо. В эти и последующие годы предприятие переживает кризис за кризисом в связи со спадом отечественного машиностроения и отсутствием спроса на продукцию. Утрачен был и зарубежный рынок: китайские, более дешёвые подшипники, вытеснили российские.

В 2005 г. основная производственная база предприятия перешла вновь организованному ЗАО «Томский подшипник». К 2010 г. томский завод оставался последним действующим из советских 18-ти заводов ГПЗ (государственных подшипниковых заводов), большинство из которых обанкротилось и закрылось ещё в 1990-е годы.

К концу 2009 г. суммарная задолженность предприятия достигла критических значений. На заводе в это время было занято около 3 тыс. работников. Весной следующего года предприятие остановилось окончательно. В июле, затем в сентябре 2010 г. рабочие объявили голодовку в знак протеста против закрытия предприятия с требованием выдачи зарплаты за 2009–2010 гг. С целью погашения задолженности по зарплате городом был выкуплен ряд заводских зданий, где разместились коммерческие структуры.

В начале 2010 г. на уровне правительства страны было принято решение о поддержке завода. Планировались инвестиции в производство около 11 млрд рублей, но завод так и не спасли.

Один из бывших флагманов томской промышленности был полностью закрыт к 2012 г. Его территория передана под девелопинг-проекты (перезастройка).