Выставки / Выставки / Виртуальные выставки / Законодательная Дума Томской области: 25 лет в жизни региона и страны (выставка-рассказ, выставка-исследование, выставка-размышление) / Законодательная Дума Томской области IV Созыва (2007–2011)

Реализация антикризисных мер в целях преодоления последствий мирового финансового кризиса

Мировой экономический кризис – это кризисное состояние мировой экономики, резко обозначившееся с 2008 года. Кризис развился с финансового, начавшегося в США. В мире рекордно (более чем на 10 %) сократилась торговля, восстановившая объём к 2011 году. Кризис коснулся и России. Основными проявлениями кризиса в России стали: рост инфляции, экономический спад, бюджетный дефицит, кризис фондового рынка, кредитное сжатие, кризис корпоративного внешнего долга.

В сентябре–октябре 2008 г. правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков.

С начала проведения антикризисной политики в качестве приоритетов были заявлены:

  • поддержка (обеспечение стабильности) финансового сектора.
  • социальная поддержка населения, сохранение и создание новых рабочих мест. Данный приоритет имел большое значение, так как подразумевал защиту граждан от безработицы, индексацию пенсий, то есть выполнение обязательств перед россиянами “в полном объёме”; проведение софинансирования региональных программ из федерального бюджета.
  • поддержка отдельных, наиболее чувствительных к кризису отраслей реального сектора экономики на основе стимулирования внутреннего спроса и импортозамещения. В целях поддержки оживления экономики были предприняты меры по расширению кредитования предприятий, реструктуризации задолженности реального сектора. Продолжится предоставление госгарантий по заимствованиям системообразующих предприятий. Принятие мер по стимулированию спроса, в том числе в автомобильной промышленности и жилищном строительстве.
  • поддержка системообразующих и градообразующих предприятий.

Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков.

Десятки миллиардов долларов из бюджета были перечислены на счета неплатёжеспособных банков в виде займов. Государственный Внешэкономбанк предоставил 50 миллиардов долларов заёмных средств тем российским компаниям, которые были не в состоянии справиться с выплатой валютных долгов. В результате Россия оказалась в довольно неплохом положении, будучи в состоянии пережить кризис. У неё огромные запасы денежных средств, а её банковская система хоть и нестабильна, но не настолько велика в сопоставлении с остальной экономикой, как в западных странах. Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора». Попытки правительства сдержать падение курса российского рубля привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации; с конца ноября 2008 года финансовые власти приступили к политике «мягкой девальвации» рубля, которая значительно ускорила спад в промышленности в ноябре–декабре 2008 года, вынуждая предприятия свёртывать производство и выводить оборотные средства на валютный рынок.

В период острой фазы кризиса сокращение горизонта экономической политики было неизбежным, но систематический мониторинг принятых мер и структурированная предварительная оценка новых мер позволила его удлинить и увязать текущие действия правительства с ранее заявленными стратегическими приоритетами. После завершения цикла принятия «пожарных мер», а также с осознанием длительности кризиса усилилась объективная потребность в системной оценке антикризисной политики государства по отношению к реальному сектору экономики.

Согласно данным, обнародованным 23 января 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3 % по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре — 8,7 %), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие; в целом, в 4 квартале 2008 года падение промышленного производства составило 6,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. По итогам 2009 года российский фондовый рынок оказался мировым лидером роста, индекс РТС вырос в 2,3 раза.  12 марта 2010 года «Независимая газета» отмечала, что российскому фондовому рынку удалось отыграть большую часть падения, произошедшего в начале мирового финансового кризиса. По мнению газеты, это произошло благодаря осуществлённой российским правительством антикризисной программе. В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.

 

Литература:

  1. Суворов А.В. Глобальный финансовый кризис и антикризисные меры // Международные банковские операции. – 2008. – № 6.