Выставки / Выставки / Виртуальные выставки / Законодательная Дума Томской области: 25 лет в жизни региона и страны (выставка-рассказ, выставка-исследование, выставка-размышление) / Законодательная Дума Томской области I Созыва (1994–1997)

Становление новой системы органов государственной власти и местного самоуправления на основе Конституции Российской Федерации 1993 года

В 1994 г. на основе положений Конституции Российской Федерации начался новый этап государственного строительства на основе принципа разделения властей и принципа федерализма. На два года в стране был объявлен переходный период, в течение которого планировалось обеспечить избрание и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления на новой конституционной основе. Ещё 12 декабря 1993 г., в соответствии и на основании Указов Президента России, были проведены выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. В Государственную Думу при явке 54,81% были избраны 225 депутатов по пропорциональной системе по единому федеральному округу, при заградительном барьере 5 процентов, 225 – по мажоритарной системе по одномандатным округам. Первое место одержала ЛДПР (22,92%), затем – «Выбор России» (15,51%) и КПРФ (12,4%). В свою очередь, согласно Конституции, в Совет Федерации вошли по 2 депутата от каждого из 89 субъектов РФ. Выборы депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (единственные прямые выборы в Совет Федерации), верхнюю палату Федерального Собрания, прошедшие 12 декабря 1993 г., проводились по мажоритарной системе по двухмандатным избирательным округам. По итогам выборов был избран 171 депутат Совета Федерации. Среди депутатов были лица, занимавшие посты в органах исполнительной власти: 5 президентов республик, 11 глав правительств, 43 главы краев и областей, три федеральных министра. Весной 1994 г. были избраны еще пять депутатов, за исключением представители Чеченской республики. Срок деятельности обеих палат Федерального Собрания был определен в 2 года. В 1995 г. были приняты Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», которым был изменен порядок его формирования. С 1995 г. Совет Федерации формируется из двух представителей субъекта Федерации – от исполнительной и законодательной ветвей власти – членов Совета Федерации.

Кроме того, 21 июля 1994 г. были приняты ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», которым были закреплены правовые основания формирования и деятельности Конституционного Суда РФ, и Федеральный закон от 17 мая 1995 г. N 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Также в 1994 г. была начата процедура по разработке законопроекта о законодательных и исполнительных органах власти субъектов Федерации.

В 1995 г. для обеспечения конституционных гарантий осуществления народовластия посредством местного самоуправления был принят Федеральный закон № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который регламентировал общие принципы местного самоуправления, его организационно-правовые формы; правовые, экономические и финансовые основы МСУ, разграничил предметы ведения и полномочия между ФОГВ и органами государственной власти субъектов РФ и ОМС, определил территориальный субъект – муниципальное образование – и предоставил возможность субъекту Федерации определить собственную модель МСУ.

 

Литература:

  1. История государственного управления России. Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 608 с.

  2. Барнашов А.М. Конституционный суд Российской Федерации: становление и развитие правового статуса // Вестник Томского государственного университета. – 1999. – № 267. – С. 92–97.

  3. Марко А.А. Становление и направления деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации (1993–2003 гг.) // Наука и школа. – 2010. – № 7. – С. 159–160.