Выставки / Выставки / Виртуальные выставки / 100-летию комсомола посвящается…

Рабочее братство на великих стройках коммунизма

3 / 17

Рабочее братство на великих стройках коммунизма

В наших публикациях мы много места уделяли работе студенческих строительных отрядов. Отчасти потому, что наш читатель – скорее всего, человек, сам когда-то учившийся в вузе, или являющийся студентом в настоящую минуту. Так же, как и авторам, пишущим для сайта ТОКМ, сотрудникам музея, проблемы учащейся и студенческой молодёжи по тем же очевидным причинам ближе и понятнее.

Движение студенческих строительных отрядов, безусловно, очень яркое и заметное явление в работе послевоенной комсомольской организации Советского Союза. Но неправильно было бы считать, что только ССО принадлежит честь освоения западно-сибирских природных богатств. При всём вкладе стройотрядовцев в общие результаты экономического рывка в послевоенные годы, основная работа была сделана постоянными рабочими контингентами на великих сибирских «стройках коммунизма».

В 1950 – 1960-е годы необходимость в промышленном развитии отдалённых районов,  которые были богаты разными природными ресурсами – полезными ископаемыми, гидроресурсами, – потребовало привлечения множества рабочих рук в малообжитые труднодоступные места для их разработки и освоения.  Молодёжь была тем мобильным элементом советского общества, которое в силу воспитания и прививаемых ценностей, стремилось к созидательному труду, к преодолению трудностей для того, чтобы проверить себя на прочность. Наконец, молодёжь стремилась увидеть новые «дикие» места, желала почувствовать себя первопроходцем.  Ощутить особое, конечно не «братство по оружию», но «братство по мастерку» или любому другому рабочему инструменту. 

Две эти линии – необходимость для планово-централизованной экономики привлечь трудовые ресурсы в малодоступные районы и стремление молодёжи к позитивному самоутверждению – сошлись в один большой поток. Привлечение молодёжи шло по комсомольской линии, тем более что комсомол в это время стал массовой организацией, включавшей в себя большую часть молодых людей, начиная со старших классов школы, продолжая аудиторией вузов и техникумов и заканчивая заводскими цехами, конструкторскими бюро, НИИ и любыми другими производствами. Это суконным языком эпохи развитого социализма называлось «трудовым призывом» и «участием молодого поколения в совершенствовании материально-технической базы социализма».

Значок
«Передовик ударной комсомольской стройки». 1970-е гг. Из фондов ТОКМ

В истории комсомола  практика шефства над «ударными комсомольскими стройками» явление совсем не новое, ещё начиная со строек первой пятилетки.  Комсомольско-молодёжными, как правило, объявлялись наиболее важные в народном хозяйстве  проекты, требующие к себе особого внимания и организационных усилий. Общий перечень строек, которым придавался статус «Ударной комсомольской», утверждался на заседаниях Бюро ЦК ВЛКСМ по предложениям разных партийных и хозяйственных инстанций – министерств и ведомств, региональных партийных и комсомольских организаций. Перечень таких строек обязательно проходил согласование с Госпланом СССР и ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов) (1).

Существовала иерархия  комсомольских строек; самые значимые из них получали статус «Всесоюзных ударных комсомольских строек». Были республиканские, областные и краевые комсомольские стройки, которые курировались на уровне республиканских, краевых или областных комитетов КПСС и ВЛКСМ.  «Комсомольскость» обеспечивалась не только руководством из органов ВЛКСМ в центре и на местах, но, прежде всего, тем, как комплектовалась рабочая сила для этих строек.

Комитеты  ВЛКСМ проводили массовые общественные призывы молодых людей, комсомольцев, на такие стройки. Молодые люди получали специальный документ, с которым они направлялись к месту своей будущей работы – комсомольскую путёвку.  На месте строительства, при комитете ВЛКСМ комсомольской стройки, создавался специальный штаб, в состав которого входили технические специалисты, бригадиры, комсомольские активисты из рабочих и инженерно-технического состава, профорги и другие люди, занятые организацией производства.  Штаб занимался налаживанием социалистического соревнования между подразделениями, приёмом новых рабочих, выпуском своих местных газет, иногда это были стенгазеты, почти всегда это был «Комсомольский прожектор», выявлявший недостатки в работе и «ставивший на вид» разные примеры бесхозяйственности.

Ответственность за ход работ на таких особых объектах брали на себя комитеты ВЛКСМ, которые могли  решать проблемы  как бы «поверх» или «помимо» обычных ведомственных каналов взаимодействия (например, обращением через центральную прессу к руководству предприятий-смежников, с просьбой о скорейшем выполнении заказов на необходимые материалы или технику). Поэтому  работа на «ударных комсомольских», как правило, была гораздо более результативной, чем в обычной практике того времени.

Например, штаб ЦК ВЛКСМ Томской области обращался в комитет комсомола Волгоградской области с просьбой как можно скорее изготовить для нефтяников партию тракторов, чтобы успеть их доставить в Стрежевой по зимнику, пока не растаяли знаменитые западно-сибирские болота (2. С. 123).

Комсомольский штаб, если таковой был создан из действительно стоящих людей, искал и находил  людей среди комсомольцев-ударников, которые могли предложить интересные  технические или организационные решения, способы экономии материалов или другие ценные новации, а затем  распространить полезный опыт. Сюда же относились вопросы «организации свободного времени», налаживания спорта, художественной самодеятельности, идейно-теоретического и иного образования.

Вымпел «Победителю соревнования комсомольско-молодёжных коллективов». 1968 г. Из фондов ТОКМ

Кроме того, «ударные комсомольские стройки» всех рангов имели также важное идеологическое значение как место действенного воспитания коммунистического отношения к труду. На этих объектах всегда велась «Летопись  ударной стройки» в  создании которой принимали участие направлявшиеся на стройку в специальные командировки известные журналисты, писатели, фотокорреспонденты. Они встречались с лучшими работниками и бригадами, в газетах и журналах на протяжении длительного  периода выходили особые рубрики.

Конкретные формы, которые могла принять такая «летопись», могли быть различными, от рубрики в газете, до увесистого литературного сборника. Такие альбомы, какой мы представим на наших страницах – это тоже своеобразная «летопись» большого проекта по освоению томского севера, который реализовывался в Томской области в 1960 –
1970-е годы.

 

Альбом «I  областная эстафета всесоюзных ударных комсомольских строек Томской области. 100-летию со дня рождения В.И. Ленина – наши подарки».  Томск. 1969 – 1970 гг. Обложка и лист на развороте. Из фондов ТОКМ

 

Освоение нефтяных и газовых месторождений Томской области было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой в 1967 году (2. С. 103). Альбом относится ко времени, когда появились первые успехи, о которых можно поведать окружающим.

Рисунок-заставка к разделу, посвящённому Всесоюзной ударной комсомольской стройке железной дороги «Асино – Белый Яр». (Альбом «I областная эстафета всесоюзных ударных комсомольских строек Томской области. 100-летию со дня рождения
В.И. Ленина – наши подарки». Томск.
1969 – 1970 гг.).
Из фондов ТОКМ
Страница из альбома с фотографиями стройки железной дороги Асино – Белый Яр
Фотография из альбома.
Укладка пути путеукладчиком. 1969 – 1970-е гг.
Фотография из альбома. Монтаж железнодорожного моста через реку
Улу-Юл.
1969 – 1970-е гг.
Фотография из альбома. Бригада путейцев на отдыхе.
1969–1970-е гг.

Стройотряды отлично вливались  в состав рабочей силы ударных комсомольских строек, выполняя в тёплый сезон года немалую часть работы. Их отличала большая сплочённость, хорошая организованность и, пожалуй, даже большая мотивированность, чем у постоянного контингента молодых рабочих ударных строек. Студенты, в каком-то смысле «отдыхали» от интеллектуальной нагрузки и городского житья-бытья, меняли, так сказать, обстановку.

А у молодых рабочих-ударников их первоначальный гражданский созидательный импульс имел не только положительные подкрепления. Импульс этот постоянно размывался огромными бытовыми сложностями, производственными проблемами, неурядицами и организационной неразберихой, всегда существующей, особенно на начальном этапе строительства. Выдержать напор этих негативных факторов мог далеко не каждый романтик, а только особо «твердокаменный». Текучка на северных новостройках достигала 46–50 %, и это несмотря на  существенное экономическое стимулирование в виде высоких районных повышающих коэффициентов к зарплате и целой системе льгот (3). Поэтому остро стоял вопрос закрепления кадров в сибирских новостройках.

Рисунок-заставка к разделу, посвящённому Васюганской нефтеразведочной экспедиции. (Альбом «I областная эстафета всесоюзных ударных комсомольских строек Томской области. 100-летию со дня рождения
В.И. Ленина – наши подарки». Томск.
1969 – 1970 гг.).
Из фондов ТОКМ
Страница раздела из альбома, посвящённая работе Васюганской нефтеразведочной экспедиции.
1969 – 1970-е гг.
Фотография из альбома. Раздел, посвящённый работе Васюганской нефтеразведочной экспедиции. Нефтеразведочное оборудование.
1969 – 1970-е гг.
Страница альбома. Раздел, посвящённый работе Васюганской нефтеразведочной экспедиции.
1969 – 1970-е гг.
Страница альбома. Раздел, посвящённый работе Васюганской нефтеразведочной экспедиции. Передовики труда, делегаты на съезд молодых геологов, нефтяников и строителей.
1969 – 1970-е гг.
Фотография из альбома. Раздел, посвящённый работе Васюганской нефтеразведочной экспедиции. В минуты отдыха.
1969 – 1970-е гг.

Количество ударных комсомольских строек в 1960 – 1970-е годы в Томской области сложно установить именно из-за их «плавающего статуса». В разные годы некоторые стройки могли этот статус повышать. Другие объекты переходили в режим текущей эксплуатации. В ряде работ приводится такой  список Всесоюзных ударных комсомольских строек:

  • мелиорация земель в пойме Оби;
  • строительство предприятий Томского нефтехимического комбината;
  • строительство железной дороги Асино – Белый Яр.

Две стройки имели статус областных:

  1. Обустройство нефтяных месторождений Александровского района;
  2. Строительство животноводческих комплексов (4).
Страница альбома. Раздел-заставка, посвящённый Западной нефтеразведочной экспедиции.
1969 – 1970-е гг.
Из фондов ТОКМ
Страница альбома. Фотографии работы экспедиции.
1969 – 1970-е гг.
Страница альбома. Рисунок-заставка раздела, посвящённого работе Северной геофизической экспедиции.
1969 – 1970 гг.
Страница альбома. Фотографии работы геофизиков «в поле».
1969 – 1970 гг.
Страница альбома. Раздел, посвящённый работе топографов Каргасокской нефтеразведочной экспедиции.
1969 – 1970 гг.
Страница альбома. Результаты работы Каргасокской нефтеразведочной экспедиции.
1969 – 1970 гг.
Фотография из альбома. Фонтан на скважине Р-153 Лугинецкого месторождения.
1969 – 1970 гг.
Фотография из альбома. Обработка полученных результатов.
1969 – 1970 гг.

Образно говоря, как отметил Г.Е. Михайлов, первый секретарь Томского обкома ВЛКСМ: «Западная Сибирь стала всенародной стройкой» (5). На строительство нефтепровода «Александровское – Томск – Анжеро-Судженск» в тайгу был (почти по-военному!) сброшен «десант» в двести добровольцев от 40 комсомольских организаций. Добровольцы заложили первые километры просеки под трассы будущего нефтепровода и линии электропередач, расчистили площадку под насосно-перекачивающую станцию. Причём на участие в этих отрядах был большой конкурс среди желающих. Десант в три отряда высадили недалеко от населённых пунктов Вертикос, Парабель, Чажемто. Отряды имели сурово звучавшую аббревиатуру РОКС-70 (рабочий отряд комсомольской стройки, а год высадки – 1970-й) (6). Нефтепровод был построен  всего за полтора года, срок для тех тяжёлых природных условий, в которых он прокладывался, чрезвычайно короткий. 30 марта 1972 года на 396-м километре нефтяной магистрали был сварен последний шов, получивший название «красного стыка» (7).

«Красный стык» на трассе нефтепровода. 1972 г., 30 марта. Фотография из фондов Центра документации новейшей истории Томской области. cdnito.tomsk.ru

Череда юбилейных лет конца 1960-х – начала 1970-х – 50-летие Октября, 50-летие ВЛКСМ, 100-летие со дня рождения В.И. Ленина – ознаменовалась для Томского комсомола действительно выдающимися достижениями; вклад организованных комсомолом молодых людей в развитие томского севера и освоение его природных ресурсов очень и очень значителен. С экономической точки зрения, ударные комсомольские стройки, студенческие отряды, комсомольско-молодёжные бригады, стройуправления и тресты – это найденные «методом проб и ошибок», с большим участием низовой инициативы, разные способы организации больших экономических проектов в СССР. Как мы видим, в отношении роста и развития «базиса», материально-технических основ советского строя, комсомол имел вполне представительный результат.

З.А. Игнатенко,
с.н.с. научно-исследовательского отдела ТОКМ.
31.05.2019.

Список литературы

  1. Криворученко В.К. Комсомольские стройки в СССР / URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/komsomolskiie_stroiki_v_sssr
  2. Дата обращения – 28.05.2019.
  3. Карнюшин В. П. Комсомол – шеф Западной Сибири. М: изд-во «Молодая гвардия», 1981 г. С. 158.
  4. Андреев В.П. Шефство томского комсомола над ударными стройками / Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому союзу
    молодёжи – 90 лет: Материалы региональной научно-практической конференции / Ред. проф. В.П. Зиновьева, доц. Н.А. Хлыстова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010 г. С.44.
  5. Никифорова Э.А. Начало движения студенческих строительных отрядов в Томске / Вопросы истории, международных отношений и документоведения. Сборник материалов Х Международной молодёжной научной конференции (Томск, 16-18 апреля 2014 г.).
    Выпуск 10. Т.1. Томск: Издательский дом Томского гос. университета. 2014 г. С. 78.
  6. Михайлов Г. Нефть – комсомольский экзамен / Репортаж с переднего края. Сборник. М: Изд-во «Молодая гвардия», 1971 г. С. 127.
  7. Бозрикова Л. Мой дом ищите там, где пахнет нефтью / Томская нефть: 30 лет. Документально-художественное повествование. Томск, 1996 г. С. 61.
  8. Страницы истории / Томская нефть: 30 лет. Документально-художественное повествование. Томск, 1996 г. С. 67.