Начало целинной эпопее в СССР было положено 25 января 1954 года постановлением ЦК КПСС «Об обеспечении зерном страны и подъёме целинных земель». Планировалось ввести в сельскохозяйственный оборот 43 миллионов га целинных и залежных земель, находящихся на территории Казахстана, Поволжья, юга Урала и Сибири. Это позволило бы значительно увеличить производство зерна. Кроме собственно распашки земель, необходимо было обустроить соответствующую инфраструктуру: создать новые совхозы, построить дороги, зернохранилища, жильё, обеспечить соответствующей техникой.
Комсомол «подключился» к этой гигантской задаче практически немедленно: на ХII съезде ВЛКСМ в марте 1954 года в качестве главной задачи комсомола была обозначена мобилизация молодёжи на освоение целины. И молодёжь отозвалась на этот призыв. Комитеты комсомола оказались завалены индивидуальными и коллективными заявлениями желающих поехать на целину. В коллективных заявлениях комсомольцы писали
«Помочь освоить целинные и залежные земли велят нам комсомольская совесть, комсомольская честь. Мы знаем, нас ждут трудности. Мы готовы их встретить и по-комсомольски бороться с ними» (1).
Комсомольцы Томска стали принимать участие в целинной эпопее с 1956 года. На целине в этом году «первоцелинниками» в новых совхозах уже был выращен богатый урожай, и потребовались дополнительные рабочие руки для его уборки. Поэтому комсомольцев стали отправлять на целину не только на постоянное жительство, но и на сравнительно небольшое время, летом-осенью на период уборочной страды. Поэтому особую активность стала проявлять городская молодёжь и студенчество, которое очень хотело поучаствовать в важном общенародном деле, чтобы доказать всем (и себе тоже), что они достойные преемники предшествующих поколений строителей Днепрогэса, Магнитки, Комсомольска-на-Амуре и победителей фашизма.
«Кто не мечтал о больших славных делах! Читая о героях гражданской и Великой Отечественной войн, о тридцатых годах, когда раздалась могучая поступь первых социалистических пятилеток, и, наконец, о покорителях целины, – кто, признаться, не завидовал тем, кому посчастливилось родиться раньше, кто не жалел, что не суждено свершать дела великие и героические. Не правда ли, ведь иногда казалась действительность серой и скучной?»(2).
Чтобы действительность не казалась томским комсомольцам такой «серой и скучной», к лету 1956 года в вузах города были скомплектованы отряды целинников, которым летом предстояло ехать на уборку урожая. Все время после сдачи летней сессии до самого отъезда ребята всё своё время посвящали сборам и упаковке необходимых для поездки вещей. Нужно было не забыть не только вёдра, котелки и чайники, которым предстояло висеть над костром на полевых станах, не только рабочую одежду, в том числе и тёплую, потому что в степи холодные ночи даже летом, но и фотоаппараты с фотоплёнкой, музыкальные инструменты – аккордеон, гитары – и книги, предназначавшиеся для передачи в совхозные библиотеки.
Накануне отправки в Доме учёных состоялся вечер студентов ТГУ, которым предстоял отъезд в ближайшие дни. Конечно, были произнесены напутственные речи. В ходе вечера был показан фильм о целинниках, работавших в Акмолинской области. Поскольку студенты университета отправлялись именно туда, фильм вызвал совершенно особый интерес. Студенты политехнического института в 1956 году тоже работали в Казахстане, но в Кустанайской области.
«Целина… До сих пор слышали о ней только в радиопередачах, да видели в кино. И вот теперь через несколько дней ступят студенты на целинную землю. Их там ждут, очень ждут. Своим трудом помогут они новым совхозам растить и собирать стопудовый урожай. А сегодня комсомольцы танцуют… Конечно, пели больше всего «целинные» песни: «Пишите нам подружки», «Здравствуй, земля целинная». Пели иначе, чем раньше: слова этих чудесных песен относили к самим себе».(3)
12 июля из Томска отправился первый эшелон. Весь вечер к университетской роще подходили с вещами будущие целинники, которых на машинах увозили к вокзалу. Наконец все собрались на привокзальной площади и, после гимна Советского Союза, ребята стали размещаться по вагонам.
«Подана команда отъезжающим войти в вагоны. Но до отхода поезда еще целый час. Разместившись в вагонах, «целинники» вновь рассыпаются по перрону…
О чем ты задумалась, восемнадцатилетняя, отойдя в сторонку, присев на траву и положив подбородок на колени? Грустишь, что не поехала домой куда-нибудь в Читу или в Приморье на каникулы? Не грусти. Будь бодрой, никуда не уйдет твой дом. Все приходит в свое время, как пришёл этот день, который ты так долго ждала, чтобы совершить свой первый подвиг. Героическое вторгается в твою жизнь.
Может, ты задумалась о другом? Дорога… Это дорога героев. По этой сибирской магистрали твой отец ехал сражаться с Колчаком. По этому пути мчались тысячи людей, чтобы в грозные годы Отечественной войны отстоять родную землю от фашистских полчищ. Тогда ты была совсем маленькой. Сейчас ты взрослая, ты полноправный гражданин нашего общества, и перед тобой открыта дорога, пройденная отцами и братьями.
Распрямись, подними голову, зорко смотри вперед, комсомолка!» (2).
В дороге царил строгий порядок, за которым следили дежурные «старшие по вагонам». В составе поезда был и общий штабной вагон. В поезде не только сочиняли песни о целине и устраивали танцы прямо в узком проходе вагона, но и рисовали стенные газеты и устраивали комсомольские собрания, в том числе экстренные. Например, в поездке случилось такое ЧП. Один из парней в пути однажды напился допьяна, не подчинялся старшему по вагону, и сорвал стенгазету, в которой нарисовали на него карикатуру. На экстренном комсомольском собрании его даже было предложено лишить комсомольской путёвки и отправить назад за свой счет. Но, учтя раскаяние и извинения виновника, решили обойтись строгим выговором и дать возможность ударным трудом искупить свою вину.
Другое ЧП случилось уже в степи. Поезд был внезапно остановлен, а к штабному вагону подбежал кондуктор. Оказалось, что рядом в степи пожар, горит сено неподалеку от посёлка, на который может перекинуться огонь и нужно помочь. Ребята-целинники встали в живую цепь и передавали вёдра с водой от паровоза. Другие разбрасывали сено вилами. Пожар был потушен, жители горячо благодарили томичей-комсомольцев и долго махали руками вслед, когда поезд тронулся.
Наконец, поезд прибыл на станцию назначения: это станция Есиль. В Есильском районе расположены пять совхозов, где предстояло работать томскому студенчеству. Молодёжь встречали с военным духовым оркестром и транспарантами с приветствием «Привет студентам города Томска, прибывшим помочь убрать урожай с целинных земель!» (4).
Студенты из Томского университета работали в разных совхозах Есильского района. Большая часть ребят оказалась в совхозах «Курский», «Красивинский», «Комсомольский». В одном только совхозе, «Комсомольском», трудилось триста томских студентов. Работавший в этом совхозе студент, Д. Демин, отозвался о предстоящем им «фронте работ» так:
«Нас радуют масштабы работы (совхоз занимает больше площади, чем государство Люксембург), нас радует внимание всей страны к нам, целинникам» (5).
По приезде на место томичи обнаружили, что в совхозе «Красивинском», несмотря на то, что он был основан всего 2 года назад, уже были выстроены 54 хороших дома, двухэтажное здание дирекции совхоза, школа, больница, скоро ожидалось открытие клуба. Красивинцы высадили у себя хороший парк. И самое главное – в совхозе была электростанция. Так что для основных жителей совхоза романтика временных палаток в уже ушла в прошлое. Правда, многим прибывшим на летние работы студентам, такой романтики вкусить всё-таки пришлось.
Работа давалась тяжело, особенно сначала, с непривычки, но никто не жаловался. Тот самый парень, который в пути проявил себя не самым красивым образом, работал настолько ударно, что его на состоявшемся собрании выбрали комсоргом группы. Тезис, что «на целине растёт не только хлеб, но и человек» имел своё подтверждение, пройдя проверку практикой.
За ударный труд в первый же год своего пребывания на целине томские студенты получили награды. Одними из первых были награждены нагрудными знаками ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель» студентки химического факультета ТГУ, Юля Куделина и Рита Барышникова, работавшие в совхозе «Красивинский» в первой тракторно-полеводческой бригаде (8).
Конечно, несмотря на усталость, молодёжь находила в себе силы и для культурного отдыха. Ребята сами своими силами в свободные вечера умудрялись давать концерты художественной самодеятельности. Но целинников не забыло и государство в этом отношении; культурный досуг организовывали власти самых разных уровней. В 1956 году в совхозах целины работали 168 книгопередвижек, 64 агиткультбригады, 610 передвижных библиотечек. Имелись для культурного обслуживания 39 агиткультмашин, шесть автоклубов. К труженикам полей из областного и районного центров выезжали докладчики, лекторы, коллективы художественной самодеятельности, театр русской драмы. На многих полевых станах были открыты красные уголки, оборудованы спортивные площадки (6).
Вечерами нередко молодёжь устраивала у себя танцы.
«И ничего, что девушки в шароварах, юноши в кирзовых сапогах, а под ногами – не паркет актового зала, а потрескавшаяся от жары земля: этот отдых мы сегодня честно заслужили, и потому нам весело» (7).
В последующие несколько лет томские целинные отряды продолжили свою ударную работу в совхозах «размером с Люксембург». В 1957 году томское студенчество отправилось, преимущественно, в совхозы Алтайского края. Из одного только ТПИ на целину уехало около двух тысяч (!) комсомольцев, 930 человек – из университета. А вообще в отрядах целинников можно было встретить представителей всех томских вузов. В юбилейном 1958 году на уборку целинных урожаев в Казахстан был отправлен трёхтысячный «десант». Все эти три года молодые томичи работали с таким азартом, и с таким результатом, что их трудовые подвиги не остались незамеченными. В 1958 году томский целинный отряд был награждён знаменем ЦК ЛКСМ Казахстана за ударную работу на полях республики на уборке урожая. Многие сотни комсомольцев за свой труд были отмечены почётными грамотами, знаками и медалями «За освоение целинных земель».
Эти награды давались не только тяжёлым физическим трудом. Претендентами на такие символические награды, как «Красное знамя ЦК» или «Красное знамя Северо-Казахстанского обкома комсомола», были сводные отряды молодёжи со всех концов страны. Так что социалистическое соревнование среди студентов-целинников шло на максимальных оборотах. Учитывались разные параметры: кроме, собственно, уборки урожая, условия соревнования предусматривали участие в культурно-массовой работе среди местных жителей, борьбу с потерями зерна, уничтожение вредителей сельского хозяйства, организацию отдыха (9).
Северо-Казахстанский обком счёл победителями именно томский отряд, который работал в совхозах и колхозах области. Кстати сказать, соревновались между собой и отряды томских студентов (9).
Было ли у работавших на целине студентов какое-либо иное вознаграждение, кроме почётно-символического? Конечно, приехавшую молодёжь фактически трудоустраивали, заключая с ними договора, которые определяли условия труда, оплату и обеспечение продуктами питания. Примером того, что заработки на целине могли быть весьма существенными, может быть такой случай. На имя старосты одной из студенческих групп ТПИ после окончательного расчета всех положенных студентам сумм по трудодням (в группах в среднем было по 20-25 человек), была на Томский почтамт переведена общая сумма заработка на группу. Перевод был на 50 тысяч рублей. Когда староста попытался получить эти деньги, ему их не выдали, потребовав подтвердить документально законность получения такой суммы. Пришлось подготовить официальное письмо с разъяснением происхождения таких денег в обиходе скромного студента-политехника (11).
Вот, наконец, возвращение… Многолюдный перрон, масса встречающих…
«От вагонов катится шумная волна загорелых девушек в телогрейках, бородатых парней с рюкзаками и фотоаппаратами» (10).
Фотограф молодёжной газеты сделал снимок, который теперь нам теперь особенно интересен. В заметках о сборах в дорогу томских студентов, нередко упоминалось, что они берут с собой музыкальные инструменты; в числе таковых назывались аккордеон, гитары. Вот на этом снимке мы видим «человека с гитарой», даже двумя. Сразу вспоминается обобщённый образ молодого человека 1930-40-х – солдата, строителя времён первых пятилеток. Если он с музыкальным инструментом – то с гармонью. А в конце 1950-х мы видим уже «смещение акцента». Молодёжь в её жизненных перипетиях сопровождает уже не гармонь, хотя аккордеон можно счесть некоторой заменой, а всё чаще гитара, которая со временем вытеснит всех конкурентов.
А конкретные результаты томской целины – вот они: как подсчитали дотошные журналисты (с чьей-нибудь помощью), через руки комсомольцев-целинников Томска в юбилейном для ВЛКСМ году, прошло 13 миллионов пудов зерна…
З.А. Игнатенко,
старший научный сотрудник ТОКМ.
5 февраля 2019 г.
Литература и источники