– Может быть, послушаем? – спросил Волька с деланно небрежным видом, кивнув на новенький радиоприёмник – подарок родителей за успешный переход в шестой класс, – и с видимым удовольствием включил радио. Мощные звуки симфонического оркестра заполнили комнату. Удивлённый Хоттабыч высунул голову из-под кровати и осведомился:
– Где находится это множество людей, столь сладостно играющих на различных музыкальных инструментах?
– Ах, да! – обрадовался Женя. – ведь Хоттабыч не знает радио…
Часа два ребята наслаждались, наблюдая за Хоттабычем. Старик был совершенно потрясён достижениями радиотехники. Волька ловил для него Владивосток и Анкару, Тбилиси и Лондон, Киев и Париж. Из динамика послушно вылетали звуки песен, гремели марши, доносились речи на самых разнообразных языках… В этот день приёмник не отдыхал ни минуты. Около двух часов ночи он, правда, замолк. Но оказалось, что старик просто забыл, как принимать Лондон. Он разбудил Вольку, расспросил его и снова приблизился к приёмнику…
Случилось непоправимое: старик до самозабвения увлёкся радио.
Л. Лагин
Старик Хоттабыч. 1938 г.
Между двумя юбилейными датами ВЛКСМ (десятилетием в 1928 году, и двадцатилетием – в 1938-м) – вроде бы совсем небольшой период времени, с исторической точки зрения. А если подойти к оценке с точки зрения уровня социально-экономического развития, то кажется, что прошла целая эпоха. В эти годы как раз уложились две пятилетки, две гигантские программы строительства и запуска новых, высокотехнологичных по тем временам, заводов, фабрик, шахт, рудников, колхозов и совхозов, НИИ, вузов и техникумов, больниц и школ, лабораторий, и других объектов нового индустриального облика страны Советов. О роли комсомола в становлении этого нового индустриального уклада уже говорилось нами в предыдущем выпуске, повторяться нет смысла. Но хочется обратить внимание на какую-то особую «страсть» комсомола и молодёжи ко всему, что касалось авиации. Это чувство зародилось ещё в начале 1920-х годов и проявилось в шефстве над «Добролётом» (гражданским авиафлотом СССР в те годы), позднее активным участием в работе Осоавиахима, сбором средств на постройку самолётов. В 1930-е годы родился этот знаменитый лозунг, который вынесен в название данного поста: «Комсомолец – на самолёт!».
В Томске, кроме участия в общесоюзных обществах и мероприятиях, особую заинтересованность к авиации проявляли студенты Сибирского технологического института, который с 1934 года снова поменял наименование и стал называться Томским индустриальным институтом. Им удалось даже построить свой малый самолёт («авиэтту», в терминах тех лет) СТИ-1.
При институте действовал аэроклуб; в 1936 году окончила курс обучения в нём первая в институте лётно-планерная группа. Студенты, без отрыва от основного обучения осваивали технику пилотирования и «учили матчасть». Также в аэроклубе можно было приобрести навыки парашютиста. Институт приобрёл два спортивных парашюта, и после предварительного ознакомления с теорией, будущие парашютисты переходили к практике на специальной парашютной вышке.
Был и кружок мотоциклистов. Как раз в 1938 году первые 14 студентов получили удостоверения на право вождения машин. А уже в следующие 2 года были подготовлены 151 водитель (1).
В 1938 году вся страна с замиранием сердца следила за несколькими эпопеями, в которых научная и технологическая мощь СССР была продемонстрирована «urbi et orbi». Речь идёт, конечно же, о нескольких рекордных по дальности перелётах наших героических лётчиков на советских самолётах, и о знаменитой эпопее дрейфующей полярной станции Ивана Папанина «Северный полюс-1». Конечно, такие достижения стали, просто обязаны были стать, темами активной пропаганды, которая велась с помощью развитой в стране сети газет и журналов, радио, театра и кино, а также с помощью разного типа наглядной агитации. Помимо обычных плакатов, в 1930-е годы появились так называемые «фотогазеты». На этих листах печатались тематические подборки фотографий на самые злободневные темы. Несколько таких фотогазет есть и в наших фондах, и посвящены они авиации и Арктике.
С арктического сюжета, можно сказать, начался 1938 год. Экспедиция на Северный полюс была начата в мае 1937 года, с высадки самолётом на льдину команды дрейфующей станции «Северный полюс-1» со всем оборудованием. Экспедиция должна была получить самые разнообразные гидрологические и метеорологические данные, пройдя на дрейфующей льдине сотни километров, чего в мире до этого не делал никто. Через несколько дней льдина проходила над точкой северного полюса. Иван Папанин вспоминал о том, что чувствовали полярники в эти первые дни: «Наступила тишина, какой я ещё не слышал, к которой надо было привыкать. Мы – на шапке мира. Нет тут ни запада, ни востока, куда ни глянь, всюду юг» (2).
Через 9 месяцев экспедицию пришлось свернуть, потому что льдина стала активно разрушаться. В 1938 году речь шла уже об организации спасательной экспедиции; ледоколы «Таймыр» и «Мурман» 19 февраля сняли с разрушающейся льдины отважных полярников; именно эти сюжеты отображены в нашей коллекции фотогазет. Через некоторое время команда папанинцев перешли на ледокол «Ермак», который доставил группу в Ленинград, а затем уже поездом герои-полярники отправились в Москву, где их ожидали не только признание научного сообщества и награды партии и правительства, но и настоящая, искренняя народная любовь и восхищение. На фотографиях из Москвы видно, какие огромные митинги собирались на встречи папанинцев. Наверное, так же впоследствии будут встречать только первых космонавтов.
Среди членов «персонала дрейфующей станции» был и комсомолец, самый молодой член полярной команды – Евгений Фёдоров. Он был объявлен корреспондентом «Комсомольской правды» и вся страна с замиранием сердца следила за ходом этого научного проекта, как за самым лучшим приключением.
Экспедиция И.Д. Папанина, не успев высадится на льдине, летом 1937 года обеспечила метеоданными очередные авиационные рекорды, перелёт экипажей Чкалова, а затем Громова на самолётах АНТ-25 через северный полюс в Америку. Арктические перелёты того времени были очень рискованными, потому что самолёты 1930-х годов не могли лететь выше облаков, и соответственно, атмосферных циклонов. Приходилось облетать эти области, тратя драгоценное в полёте горючее, или пробиваться сквозь облака. Попадание в циклоническую область грозило ещё одной большой опасностью – возможным обледенением винта и крыльев самолёта. Это уже путь к быстрой катастрофе. Поэтому одна из важнейших задач в таких дальних перелётах это обеспечение максимально точными метеосводками. Экипаж в составе Чкалова, Белякова и Байдукова взял курс на свой трансарктический маршрут 18 июня 1937 года, а 20 июня, после 63-часового полёта, самолёт приземлился на аэродроме в Ванкувере. Чуть позднее, учтя опыт экипажа Чкалова, в воздух поднялся экипаж в составе Громова, Юмашева и Данилина и преодолел рекордное расстояние в 11500 км. по тому же маршруту. Рекорды в эти годы в этой отрасли вообще сыпались как из рога изобилия. К сожалению, 1938 год не обошёлся и без трагических утрат – в декабре месяце, во время испытательного полёта погиб Валерий Чкалов, Герой Советского Союза, человек-легенда и пример для подражания тысяч молодых людей, которые спешили после школьной парты в лётные училища и авиационные ВУЗы.
Буквально за считанные дни до празднования 29 октября 20-летия Ленинского комсомола, страна встречала очередных рекордсменок – героический экипаж В. Гризодубовой, М. Расковой и П. Осипенко. Они совершили самый дальний беспосадочный перелёт среди женских экипажей из Москвы на Дальний Восток на самолёте АНТ-37 «Родина».
Все эти рекордные перелёты не были пустой тратой сил и средств и возгонкой экзальтированной пропагандистской шумихи, как это иногда пытались представить в постсоветской публицистике. Во всех этих демонстрируемых авиацией рекордах тестировались и демонстрировались возможности советской авиационной промышленности, радиотехнической промышленности, разных отраслей науки, которые всегда имеют двойное (мирное и военное) измерение. Так что эти победы всегда имели подтекст «мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». Это был обращённый вовне «месседж».
Для советских людей в этих достижениях был свой смысл. Подобные сложные проекты, достижения авиационной и иной другой техники должны были показать, что все сверх-усилия и лишения не пропали даром. Вот они, наши свершения! Всем более или менее чётко было понятно, что за созданием самолёта стоит целая цепочка современных институций. Это проектные и исследовательские институты, ВУЗы и техникумы, готовящие для них специалистов, это сложное производство моторов, радиотехники и специальных материалов, это электростанции, дающие достаточно энергии для выплавки алюминиевых сплавов, наконец, это геологические изыскания, которые должны были найти множество месторождений разнообразного минерального сырья, чтобы обеспечить ресурсами все отрасли промышленности, выпускающие такое высокотехнологичное изделие, как самолёт, способный преодолевать огромные расстояния в сложных метео- и навигационных условиях. Для обеспечения проекта «Северный полюс», работали несколько НИИ, в том числе те, которые разрабатывали специальное обмундирование и питание для команды дрейфующей станции. Так что все эти проекты были вовсе не «выжиманием» из сумасшедших энтузиастов всех сил, чтобы пустить пыль в глаза общественности, но, действительно, настоящими интегральными летающими (или дрейфующими) «выставками достижений народного хозяйства».
Ещё одно распространённое увлечение молодёжи 1930-х годов – это радио. Если им до самозабвения увлёкся джинн из повести Лазаря Лагина, то комсомольская молодёжь тем более не могла остаться равнодушной к такой технической новинке.
Радиодело вполне могло претендовать на роль символа современности в 1930-е годы. Развитие сети радиостанций, в том числе в северных широтах, в Сибири, на дальневосточных рубежах увеличивало связность регионов страны и центра, не только из-за большей скорости передачи сообщений, но и благодаря формирующемуся чувству сопричастности к жизни всего советского народа. В Советском Союзе действительно шёл процесс формирования единой общегосударственной и общенациональной идентичности, которая получила, можно сказать, официальное название «советский народ». Радио здесь – и способ, и символ.
Среди любимцев всего народа, а молодёжи, пионеров и комсомольцев в особенности – и танкисты, и пограничники. О них снимали фильмы и писали книги. Многие советские мальчишки, старательно дрессируя дворовых дворняжек, играли «в Карацупу» с его собакой Индус, подражая ставшему знаменитым пограничнику Никите Карацупе, который за свою службу лично задержал белее 300 нарушителей, среди которых были и перебежчики, и контрабандисты, и вражеские агенты. Эту романтическую мечту о подвигах они несли в своей душе и после выхода из школьных стен; под влиянием этой мечты молодые люди шли в пограничники, лётчики, радисты, геологи, моряки-подводники.
Список романтических профессиональных предпочтений этих лет довольно широк. Историк и писатель И. Н. Шумейко обратил внимание на такую странность: если интерес к технически обеспеченным новинкам, вроде авиации или радио, легко объясним огромным обаянием новизны и прогресса, то почему такая искренняя народная любовь досталась и пограничникам? Ведь в их работе не очень много места занимало техническое обеспечение – как и прежде, «арсенал» пограничника, это, в основном, винтовка, лошадь и собака. А в советских реалиях второй половины 1930-х годов, охрана рубежей Родины ставится рядом с самыми важными рекордами и достижениями советского общества. Режиссёр Сергей Эйзенштейн, снимавший в 1938 году свой фильм «Александр Невский», подгонял свой съёмочный коллектив, такими соображениями и сравнениями:
«Будем учиться у собственного героя… Огненными буквами должны стоять перед нами темпы реализации картины. С ещё большей яркостью встало перед нами ощущение этой необходимости в дни инцидента на нашей дальневосточной границе… Отрубили рога интервенционной скотине, как Александр отрубил рога фон-Балку. Гордый самурай, как магистр ордена тевтонских рыцарей, преклонил колени… На границе не спят, Не будем спать и мы… Большевистские темпы несут жизнь и победу!» (3. С. 27).
А в знаменитом футбольном гимне, который известен и сейчас, хотя и исполняется без слов, был такой текст с «пограничной» темой:
Эй, вратарь, готовься к бою!
Часовым ты поставлен у ворот.
Ты представь, что за тобою
Полоса пограничная идёт! (3. С. 29).
В этом же году вышел фильм Ивана Пырьева «Трактористы», главный герой которого вернулся после службы на границе в село, где стал работать трактористом. Танк и трактор, как технологически и символически связанная пара, в этом фильме фигурируют в качестве чуть ли не главных, хоть и неодушевлённых персонажей. Знаменитая песня «Три танкиста» пошла в жизнь из этого кинофильма, а события, с которыми связана песня, когда «в эту ночь решили самураи перейти границу у реки», явно отсылали к боевым столкновениям советских пограничников и японских войск на озере Хасан (хотя в песне говорится про «высокие берега Амура», это скорее как общий образ Дальнего Востока).
Бои у озера Хасан стали первым, но как мы теперь знаем, не последним военным инцидентом на границе с СССР. Затем последовали приграничные бои на Халхин-Голе, «незнаменитая война» в Финляндии, и так, почти без остановки, до самого страшного военного испытания – германской агрессии в 1941 году.
Что-то такое «носилось в воздухе», грозовые раскаты будущей войны доносились то из далёкой Испании, где СССР оказывал военную помощь республиканскому правительству в борьбе с мятежниками Франко, то из Китая, то с дальневосточных рубежей Советского Союза, то из дипломатических «высоких сфер». В этом году, стало окончательно ясно, что попытки советской дипломатии создать взаимоприемлемый договор о взаимной помощи против складывающейся коалиции «стран Оси» (Германии, Италии и Японии) потерпели неудачу. Рассчитывать теперь приходилось только на свои силы, и стране в наступившей третьей пятилетке предстояло поднять обороноспособность на максимально возможный уровень. Военное строительство, которое велось и в годы первых пятилеток, теперь предстояло резко интенсифицировать. А среди советских людей нужно было поддерживать высокую мобилизационную готовность. Это означало для комсомольской организации ещё большее включение в воспитательную работу по формированию у молодёжи советского патриотизма.
Газеты осени 1938 года сообщали о ведущихся в Мюнхене переговорах ведущих европейских держав. 30 сентября 1938 года главы правительств Великобритании, Франции, фашистской Германии и Италии подписали соглашение о расчленении Чехословакии и передаче Германии Судетской области. Для СССР «прозвенел звонок», который руководство страны расслышало очень хорошо…
В этих условиях, комсомол, который всегда поддерживал среди молодёжи боевой дух и несколько военизированное сознание, который шефствовал над авиацией и флотом, направляя туда лучших своих членов, должен был ещё сильнее развёртывать оборонную работу. Под этими словами подразумевалось создание и улучшение работы военно-спортивных кружков и секций, привлечение к шефской работе над этими кружками курсантов Томского артиллерийского училища. Молодёжь тогда соревновалась, кто больше получит специальных спортивных и оборонных значков, для получения которых нужно было сдавать разные нормативы. Это всем известные значки (и нормы) ГТО, ПВХО, «Ворошиловский стрелок», нормы по военной топографии, санитарному делу и другим военным специальностям на курсах Всевобуча (Всеобщее военное обучение).
«В горсовете Осоавиахима считают одной из лучших организацию Осоавиахима при фабрике карандашной дощечки (руководитель организации Осоавиахима коммунист т.Халявин. На фабрике организован кружок ПВХО. Члены Осоавиахима участвовали в городских соревнованиях. Имеется 20 ворошиловских стрелков первой ступени и 12 значкистов ПВХО первой ступени, из которых 8 комсомольцев. С членами Осоавиахима проведено несколько бесед по вопросам оборонной работы» (4).
Комитеты комсомола разных уровней организовывали соревнования и многодневные лыжные походы, на очень длинные дистанции, по 40, 80 или 100 километров. Проводились лыжные переходы по маршрутам Томск-Новосибирск, Томск-Кафтанчиково-Томск, Томск-Асино-Томск. Девиз этих мероприятий был такой: «Сегодня физкультурник – завтра боец».
Жизнь советского общества была «заряжена» этим оборонным сознанием, образы «ворошиловского стрелка» проникли даже в самый мирный вид искусства – декоративно прикладное. Вот фарфоровая статуэтка, которая так и называется «Комсомолка с ружьём» (второе её название «Ворошиловский стрелок»).
Советское искусство 1930-х годов, касается ли это кино, музыки, станковой живописи или архитектуры, поражает до сих пор не только и не столько тревожной нотой предвоенных ожиданий и готовности к отпору врагам Советской Родины, но и каким-то совершенно невероятным социальным оптимизмом, убежденностью в том, что великому советскому народу всё по силам и любая задача может быть решена. Предвоенное поколение молодёжи формировалось в условиях высокой социальной восходящей мобильности, видимого невооружённым, как говорится, глазом роста индустриальной мощи страны и этого светлого и оптимистичного искусства.
З.А. Игнетенко,
снс научно-исследовательского отдела
24.12.2018 г.
Литература и источники
Большой путь (из истории комсомольской организации Томского ордена Трудового Красного Знамени
политехнического института имени С.М. Кирова). Томск, Томское книжное издательство, 1959 г.
С. 34
Сайт «Арктика и Антарктика». URL: http://antarctic.su/news/item/f00/s03/n0000351/index.shtml.
И.Н. Шумейко. Век комсомола. Победы и трагедии легендарной организации. М.: ООО «Издательский
дом «Вече», 2018 г. 336 с.
Красное знамя № 142, 1 августа 1938 г., С. 3.