1928 год – это один из важных рубежей в жизни советского государства. Этот год в официальных документах считается первым годом первой Пятилетки, ставшей первой ступенью программы индустриализации страны Советов. Эта большая государственная программа настолько изменит весь социальный и производственный «ландшафт» Советского Союза, что через 10 лет, к следующему юбилею комсомола будет иногда казаться, что мы очутились в другой стране.
Но это произойдёт потом, через 10 лет. А в рассматриваемом нами 1928 году? Какими событиями для комсомольской молодёжи отмечен этот период? Какие задания были даны комсомольцам партией и правительством, чем жили и о чём думали и спорили молодые юноши и девушки, чья комсомольская юность совпала с эпохой радикальных перемен, в которых они были не сторонними наблюдателями, а прямыми участниками, а иногда и застрельщиками?
Вообще-то, в жизни советской страны в этот год происходило много интересных, важных и знаковых событий. Для разминки, не окунаясь в чисто политические проблемы, вспомним, что в 1928 году в СССР вернулся Максим Горький и отправился в поездку по стране. В этом году состоялась известная эпопея с падением в Арктике дирижабля Альфреда Нобиле, гибелью значительной части состава экипажа и спасением оставшихся в живых советским ледоколом «Красин», что подняло престиж Советской страны в глазах тогдашнего мирового сообщества. Это поднятие престижа было как нельзя более кстати после обострения отношений СССР с Англией в 1927 году, когда были разорваны дипломатические отношения и в воздухе впервые после окончания гражданской войны явственно запахло порохом. Наконец, в этом же 1928 году вышел широко известный роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», в котором хорошо описаны реалии НЭПа, с которым партия и правительство как раз собрались распрощаться. В декабре 1927 года прошёл ХV съезд партии, который принял решение о начале программы индустриализации и разработке первого пятилетнего плана. Политика партии в деревне в связи с предстоящей индустриализацией тоже кардинально менялась.
В 10-летний юбилей коммунистического союза молодёжи, он был награждён своим первым орденом – орденом Красного знамени! Высокая награда была присуждена за значительный вклад комсомольцев в деле разгрома и изгнания белогвардейских армий и интервентов с советской территории. Газета «Красное знамя» опубликовала обращение ЦК ВЛКСМ ко всем комсомольцам, в котором было замечено важное обстоятельство:
«Многие из вас выросли в годы НЭПа. Мы пользуемся правами, добытыми в Октябре, мы не помним иного общественного строя, кроме советского. Мы пришли в завоёванное. Для нас революция – это быт, для нас строительство социализма – повседневная работа» (КЗ № 258 от 28 октября 1928 г.).
Действительно, несмотря на молодость Советской страны, в ней уже родилось поколение, которое не знало иной жизни. Свою социализацию оно проходило в комсомоле.
В Томске с 1926-го года перестала выходить газета Томгубкома «Комсомолец». Причина проста и сурова – исчезла сама Томская губерния, превратившись в Томский округ. В Новосибирске, ставшем краевым центром, некоторое время выходила краевая «общекомсомольская» газета, но спустя примерно полгода она была переформатирована в газету сельской комсомольской молодёжи Сибири «Крестьянская молодёжь». В Томске свой печатный орган ВЛКСМ появился только в 1929 году под названием «Штурмовка». Кроме местных изданий, в городе получали и центральные, к числу которых относится «Крестьянская газета» и её приложение – «Журнал крестьянской молодёжи», несколько номеров которого, как раз за 1928-1929 годы находятся в фонде письменных источников нашего музея. Тут, как говорится, «в капле воды отразился весь мир». Заглянем…
В этом 22-м номере, очевидно, в качестве главного материала, опубликовано письмо некоего Алексея Тихова и редакторский отклик на него. В нескольких следующих номерах публикуются письма в редакцию от читателей, видимо, тема затронула какие-то глубокие струны, и оказалась той самой вовремя поданной «ложкой к обеду», благодаря которой редакция могла разъяснить политику партии и выяснить настроения в массах.
Статья называется «Почему мы боремся против кулаков»; в ней приводится текст письма полностью, а мы приведём несколько важных цитат:
«По газетным статьям и по самому личному наблюдению я заключил, что существует в настоящее время у современной молодёжи расслоение её. Расслоение это происходит от того, что не вся молодёжь происходит из одного сословия. Молодёжь, которая от своего рождения принадлежит к нетрудовому классу, называется каким-то мусором… Только мусор, даже нет человеческого отношения. Проскальзывает какая-то злоба, существует натравливание друг на друга и лишь потому, что не все – сыны рабочих и крестьян. Но все молодые силы стремятся к тому, чтобы общими силами построить мощное и сильное первое в мире пролетарское государство, в котором не должно быть ни кулаков, ни мещан, а только одно сословие, строящее жизнь на общих коммунистических основаниях. Совершенно незаслуженные взгляды, незаконное приписывание старых отцовских наследий молодёжи, принадлежащей к нетрудовому классу, убивают готовность, как и всем, служить без всякого предательства к делу рабочих и крестьян…, не быть где-то отдельно, в отдельном лагере, а слиться всей молодёжи для трудной работы на всех фронтах… Ведь вся молодёжь воспитывается в современном духе, всякому хочется сломить все старые предрассудки, а раз это так, к чему же недоверие массам непролетарского происхождения?».
Редакторский ответ на такое примиренчество был совершенно бескомпромиссным.
«И так, значит, по Тихову выходит, что на земле все люди братья, такие милые, хорошие, как пятиалтынные. Никакой разницы между кулаком и батраком нет; тот, дескать, человек с двумя ногами, и этот тоже человек. Что, стало быть, бедняки должны уважать кулака, как всякого человека, не ссориться с ним, не обзывать его мусором и т.д. Вот к чему зовёт нас Тихов. Он даже не заикается о том, почему происходит вражда между кулаками и беднотой… В нашей стране действительно происходит расслоение деревни. Происходило оно и раньше, при царском строе: массы крестьянства делились и делятся на различные группы, или, как выражается Тихов, на «сословия»: бедняков, батраков, середняков и кулаков… Расслоение происходит… от различия экономического и производственного положения самого крестьянства… чем, например, отличается кулак от батрака: тем, что кулак не только в сто раз богаче батрака, но и тем, что батрак эксплуатируется кулаком».
Вывод, который делает «Журнал крестьянской молодёжи» заключается в том, что дружбы и любви между эксплуататором и эксплуатируемым быть не может. У кулаков не может быть любви к советской власти, которая не даёт кулакам жить вольготно, поэтому кулак является её прирождённым врагом, волком, который всегда в лес смотрит, сколько его ни корми. Подтверждением этого автор статьи видит в регулярных и частых сообщениях в прессе об убийствах селькоров, комсомольцев, поджогах изб-читален и других деяниях. В таком примиренчестве редакция журнала видит только прикрытие истинных целей, заключающихся в желании «пролезть в комсомол», захватить руководство в ячейках и «ворочать все дела в своих интересах».
«Можем ли мы принять предложение Тихова? Нет, не можем!» – таков вердикт крестьянской молодёжной прессы. Отклики на письмо в редакцию в последующих номерах не менее радикально настроены. Подборка писем из «Журнала крестьянской молодёжи», № 7 за 1929 год с характерными заголовками:
«Не нашего поля ягода»;
«До каких пор Тиховы будут учиться в советских школах?»;
«Не отдадим бедноту в лапы попов и кулаков»;
«Таких нам не надо» и т.д.;
«Если классового врага не видно, это не значит, что его нет».
Другая статья в № 22 за 1928 год является фактически продолжением и развитием предыдущей темы. Она называется «За классовую чистоту союза»; речь здесь идёт о классовой бдительности, необходимой деревенской молодёжи, поскольку при утере такой бдительности, в ячейках оказываются совершенно неподходящие личности, «кулаки с комсомольским билетом»:
«Последние выборочные обследования Центрального комитета обнаружили, во-первых, что в ячейках бедняцко-батрацкая группа составляет меньшинство, и, во-вторых, что нередко под маской бедняка в союз идёт самый неподдельный, настоящий кулак».
Авторы ставят задачу привлечь в союз больше батраков, причём в руководстве ячейками также должны находиться представители бедняцко-батрацких слоёв деревни.
Значительное место в этом издании уделено место антирелигиозной пропаганде, причём она ведётся с двух позиций: попы рассматриваются как наследие враждебного «царского режима» («попы и кулаки» это устойчивый речевой оборот). Кроме того, религиозные воззрения представлены как антитеза научному подходу, в том числе и в сельскохозяйственной отрасли знания. Комсомол нацелен «в атаку на предрассудки, на поповский обман».
Среди материалов издания встречаются и политически нейтральные, полезные для крестьян сведения, например статья, рассказывающая о пользе известкования кислых почв, а также о природе и происхождении известняков.
Несколько неожиданно было встретить в этом издании статьи на подобные темы, но это только на первый взгляд. Научное мировоззрение прививается молодёжи не только через школу и получение образования, но и через прессу.
Статья посвящена феномену тунгусского метеорита и экспедиции профессора Л.А. Кулика на Подкаменную Тунгуску в 1927-1928 гг.
Для стимулирования распространения «Крестьянской газеты», редакция учредила конкурс на лучшего сборщика подписки, о чём и уведомила заинтересованных лиц:
Вывод, который очевиден из нашего времени – классовые противоречия за эти годы не только не сгладились, но даже имели явную тенденцию к обострению. Об этом свидетельствовали не только яростные диспуты на страницах газет и журналов, но и действительно частые случаи расправ с партийными и комсомольскими активистами. Давно ли закончились массовые крестьянские восстания в Западной Сибири и на Тамбовщине? Считанные годы прошли и не принесли они спокойствия даже в деревню, хотя политика НЭПа призвана была умиротворить именно крестьян. Советское общество совсем не было единым, ни правящая партия, ни значительная часть населения не готовы были отказаться от дискриминационного подхода к представителям бывших привилегированных сословий. В этом штормящем общественном море правительство собиралось осуществить свой поворот к индустриализации, необходимость которой вызывалась растущим военным и социально-экономическим отставанием от передовых стран Европы. 1928 год – это ещё только подготовка к такому повороту, медленный манёвр. В стране, конечно, уже начаты некоторые важные стройки (мы все помним, где великий комбинатор нашёл своего подпольного миллионера Корейко), но ещё только пишутся планы и контрольные цифры на пятилетку.
Совершенно очевидно также, что у советской власти сильно ухудшились отношения с деревенской верхушкой, с кулаками, с зажиточными крестьянами, чьи хозяйства давали основной товарный хлеб. Комсомольская атака на кулаков была частью этого процесса «развода» советской власти с «крепким хозяином».
З.А. Игнатенко,
с.н.с. научно-исследовательского отдела ТОКМ