Дамский будуар
При упоминании о будуаре воображение тут же рисует женские покои с кроватью под балдахином, туалетным столиком и ширмой. Действительно, поначалу будуар представлял собой сугубо приватную территорию дамы, куда не допускался практически никто. С течением времени, он стал выполнять функции женского кабинета, где хозяйка могла принять гостей и, одновременно, похвастаться изящным интерьером своих покоев.
Понятие «будуар» вошло в обиход в 18 веке. Изначально будуаром называлось место, где аристократки одевались, мылись и спали. Входить туда, кроме хозяйки, разрешалось только слугам и иногда супругу.
Но в начале 18 века на смену пышному и претензионному барокко пришел более изящный и интимный стиль рококо. Впервые возникает желание сменить парадность на личный комфорт и возможность уединения. К тому времени изменилась и роль женщины в обществе. Галантный век не зря называют временем «постоянного флирта» и свободных нравов. На сцену выходят фаворитки высокопоставленных господ, к мнению которых приходится прислушиваться всему светскому обществу. Пожалуй, самой известной фавориткой стала любовница французского короля Людовика XV – маркиза де Помпадур, влияние которой распространялось не только на светское общество, но и на политику и искусство. Таким дамам тоже необходимо было где-то принимать гостей. Именно этим местом и стал будуар. Кроме приема гостей, хозяйка могла отдохнуть и заняться искусством, писать письма, ну и, конечно, наряжаться.
Уже к XIX в. более состоятельные дамы могли позволить себе развести прием гостей и «создание туалетов» на две комнаты. Первая – сам будуар, дамский кабинет, где дама вела прием гостей. Так что в будуарах ставили письменный стол, рабочие столики, низенькие диваны и кресла.
«Тут же должны находиться и те бесчисленные мелкие предметы, которые, смотря по вкусу и потребностям их обладательницы, принадлежат к комфорту и перечисление которых заняло бы слишком много времени и места».
Однако среди этих мелочей не было ничего для наведения красоты! Ни косметических средств, ни аксессуаров. Эти предметы находились во втором помещение – дамской уборной.
И вот в это место не было хода никому, кроме хозяйки и горничных. Даже мужу! Из этой комнаты женщина выходила во всеоружии, а какими средствами она этого добивается, другим знать не обязательно.
Нередко стены обкладывали кафелем - ведь именно там проводились, хотя бы частично, гигиенические процедуры. Хотя и обои из ткани тоже были популярны - например, из ситца или кретона. При необходимости ткань можно было снять и постирать. А ещё пол и нижнюю часть стен (особенно возле умывальника) обивали белой клеёнкой. Правда, дамы обеспеченные могли себе позволить даже натянуть поверх ткани тюль и кружевные розетки, а на пол постелить ковёр. Окна могли быть с матовыми стёклами - чтобы никто не заглядывал в святая святых!
Далее – «два туалета». То есть туалетных столика. При возможности их ставили друг напротив друга, и делали в одном стиле, но разных размеров. Тот, что побольше - гигиенический. На нём ставили кувшин и таз, а в совсем уж роскошных уборных был и кран. Тут же полочки с флаконами - туалетные воды, ароматические уксусы, зубные эликсиры, порошки, мыльница и прочее. А напротив - собственно туалетный столик с зеркалом, который, как правило, пышно драпировали тканью и украшали рюшами. «Здесь коробки со шпильками, ящичек с гребнями и щётками. <...> Здесь же ставятся душистые воды нежного аромата, благовонные масла и помады, коробка с пудрой и пуховкой и проч., несессеры с прибором для очистки и отделки ногтей и т.д.»
В уборной могли стоять кушетка, пуфы, стулья, шкафы. К концу века вошли в моду шкафы с зеркальными створками, так чтобы можно было рассмотреть себя в полный рост со всех сторон. В шкафах хранились запасы отрубей, крахмала, мыла, паст и прочего, могла быть и одежда - если не было отдельной гардеробной.
На виду не было принято держать ни предметы одежды, ни ковшики. Всё пряталось в шкафы, под столики, вешалось на стену и закрывалось драпировками. Конечно, у кого-то там стояли корзинки с розами и висели канделябры с хрустальными розетками, а кто-то сам расписывал дверцы шкафчика, а дешёвую раму зеркала маскировал воланами из остатков ткани. Но суть одна – это было место, где женщина приводит себя в порядок.
Тема «будуара» не оставила равнодушными и художников, которые часто обращались к ней в своих работах. Многие из них изображали девушек нагими. Художники будто приоткрывали завесу секретности и позволяли в обыденности ритуалов рассмотреть красоту женской наготы.