Выставки / Выставки / Виртуальные выставки / Предметный разговор

Праведный Феодор Томский

32 / 52

Портрет старца Феодора Кузьмича.
Художник – монах Томского Богородице-Алексиевского монастыря Аркадий.
Томск. 1915 г.
Дерево. Масло.
(ТОКМ, колл. № 3395)

Монах Томского Богородице-Алексиевского монастыря Аркадий старательно выводил кистью на доске образ старца. Небо, каким ему и положено быть, выходило из-под кисти монаха глубинной синевой; деревья прорастали могучими стволами из покрытой зеленью травянистой земли, укрывая плотной кроной садовую дорожку. Сам же Феодор Кузьмич, седовласый, в светлом одеянии, опираясь на посох, неподвижно стоял на дорожке, заткнув большой палец левой руки за тонкий поясок… Но эта неподвижность, в сочетании с обращённым вглубь себя взглядом старца, была наполнена вовсе не отстранённостью от мира, а раздумьями о нём и внутренней духовной силой.

Монах Аркадий писал портрет старца в 1915 году, не с натуры, а пропуская его образ через себя, через своё восприятие, почерпнутое из рассказов и легенд о Феодоре Кузьмиче. И, наверное, на монаха Аркадия не могло не воздействовать тревожное кровавое и страшное время Первой мировой войны. Не от того ли взгляд старца с портрета пронизан болью и тревогой?

А Первая мировая война к моменту создания портрета уже год громыхала на западе. Тревожные сводки и слухи с фронтов докатывались до Томска через сибирские газеты, через увечных воинов, возвращавшихся в родные места, через беженцев, через военнопленных, размещаемых в самом Томске и в уездных городах губернии: Ново-Николаевске, Барнауле…

Особенно тягостное впечатление на томичей производили публикуемые списки убитых и раненых земляков. Открывая страницы Томских епархиальных ведомостей, грамотные мещане с плохо скрываемым волнением вглядывались в перечни фамилий, боясь наткнуться на имя родного или знакомого человека…

Суматошная жизнь, наполненная каждодневными разговорами о войне да сбором пожертвований на её нужды, проникала с улиц губернского центра и за стены Томского Богородице-Алексиевского мужского монастыря, пропитанного чередующимися службами и послушаниями.

И в этой тревожной суматохе вдруг возникает потребность написать портрет старца Феодора Кузьмича? Почему? Что побудило монаха Аркадия (и настоятеля монастыря, с чьего благословения, наверняка, портрет писался) обратиться к образу старца? Кто такой Феодор Кузьмич для Томска? Что он сделал такого, что к его образу обратились томичи в трудную военную годину? Обратимся к истории.

Феодор Кузьмич — старец, живший и скончавшийся в Томске. Согласно одной из легенд, возникшей в середине XIX века, старца признавали российским императором Александром I, инсценировавшим свою смерть и ставшим скитальцем. Вопрос о тождественности Феодора Кузьмича с российским императором историками однозначно так и не решён.

Нам доподлинно известно, что старец родился в 1776 году, а умер 1 февраля 1864 года. Последние несколько лет своей жизни Феодор Кузьмич провёл в нашем городе, где в своей усадьбе его приютил глубоко почитавший старца купец Семён Феофанович Хромов. Феодор Кузьмич завещал похоронить себя в ограде Томского Богородице-Алексиевского монастыря. Могила старца сразу же после похорон стала местом паломничества. В 1904 году на деньги, пожертвованные многочисленными почитателями старца, над могилой была завершена постройка часовни, и 16 августа её торжественно освятили.

В 1984 году Русской православной церковью Феодор Кузьмич был канонизирован как праведный Феодор Томский в составе Собора Сибирских святых.

В 1995 году на месте разрушенной в 1930-х годах часовни томские семинаристы под руководством археолога Л.А. Чиндиной провели раскопки, в ходе которых были обретены мощи святого Феодора, ставшие главной святыней Томской епархии. Мощи в раке были помещены в храм Казанской иконы Божией Матери Томского Богородице-Алексиевского монастыря. Частица мощей имеется и в храме Александра Невского в Новосибирске. А сама часовня над могилой старца в 1997 году была восстановлена.

Имя Феодора Кузьмича ещё при жизни было окутано тайной: легенда о его царском происхождении приковывала к старцу не только томичей, но и многих известных персонажей русской истории, включая представителей рода Романовых. Но, как представляется, не это оказалось главным в обращении к его образу в годы Первой мировой войны, а та внутренняя духовная сила, которая проявлялась в каждом поступке старца ещё при его жизни. Именно эта сила и нужна была людям, чтобы не терять веру и надежду в жестокие времена.

 

Ю.К. Рассамахин,
старший научный сотрудник ТОКМ .
07.02.2019 г.

Литература о Феодоре Кузьмиче:

Адрианов А. В. Старец Федор Кузьмич / статья из книги: Город Томск. — Томск: Издание Сибирского товарищества печатного дела в Томске, 1912.

Барятинский В. В. Царственный мистик (Император Александр I — Фёдор Кузьмич). — [Б. м.]: Сказ, 1990. — 154 с.

Бецкой П. Тайна Ф. К. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, Экслибрис, 2004. — 315 с.

Василич Г. Император Александр I и старец Феодор Кузьмич. — Репринт. воспроизведение 4-го изд. с рис., исполн. фототинтогравюрой, 1911 г. — М.: Современник, 1991. — 155 с.

Васильев Н. Легенда о кончине Александра I, или Тайна сибирского старца Фёдора Кузьмича. — М.: Совместное сов.-амер. предприятие ТО «Старт», 1991. — 68 с.

Два монарха и таинственный старец Фёдор Козьмич [О рос. императорах Павле I и Александре I]. — М.: Скит, [1992]. — 173 с.

Император-старец Феодор Кузьмич [Об Александре I]. — М.: Паломникъ, 2002. — 245 с.

Кудряшов К. В. Александр I и тайна Фёдора Козьмича. — М.: НПО «Всесоюз. кн. палата», [1990]. — 85 с.

Легенды о кончине императора Александра Павловича (Из прошлого). — М.: Е. З. Захаров, 1897. — 8 с.

Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. — М.: Мысль, 1990. — 236 с. — ISBN 5-244-00406-9.

Михайлов К. Н. Император Александр I. Старец Феодор Козьмич. Историческое исследование. — СПб.: Прометей, 1914. — 295 с.

Николаев В. А. Александр Первый — Старец Феодор Кузмич. — Ист. биогр. — Сан-Франциско: Глобус, 1984. — 482 с.

Окунь С. Б., Белянчиков Н. Н. Существует ли «тайна Федора Кузьмича»? // Вопросы истории. — М., 1967. — № 1.

Привалихин В. И. Так был ли старец Федор Кузьмич императором Александром I? Историческое исследование. — Томск, 2004. — 130 с. — ISBN 5-9528-0022-X.

Романов Н. М. [Великий князь]. Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Фёдора Козьмича. — СПб.: А. С. Суворин, 1907. — 49 с.

Серебренников А. Н. Великая легенда: Император Александр I и старец Фёдор Кузьмич. — Сан-Франциско, 1967. — 48 с.

Сказание о жизни и подвигах великого раба божия старца Феодора Кузьмича, подвизавшегося в пределах Томской губернии с 1837 года по 1864 год. - Санкт-Петербург, 1892

Таинственный старец Феодор Козьмич в Сибири и император Александр Благословенный (Легенды и предания, собранные в г. Томске кружком почитателей старца Феодора Козьмича). — Саратов: тип. Союза печ. дела и продажи изд, 1908. — 16 с.

Таинственный старец Феодор Козьмич в Сибири и император Александр I. — Калуга: Золотая аллея, 1993. — 139 с.

Тайна томского старца : Неизвест. док. — М.: Водолей, 2001. — 47 с.

Файбисович В. М. Александр I и старец Фёдор Кузьмич. — IN BREVI. — [Б.м.]: Эрмитаж, 2005. — 24 с. — ISBN 5-93572-174-0.

Фёдоров В. И. Александр Благословенный — святой старец Федор Томский : Ист. исслед. — Томск: Сибир. изд. дом, 2001. — 325 с.

Фёдор Кузьмич // Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города. / Под ред. д-ра ист. наук Н. М. Дмитриенко. — 1-е изд. — Томск: Изд-во НТЛ, 2004. — С. 394. — 440 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-89503-211-7.