к 130-летию со дня рождения Митрофана Михайловича Берингова
В Томском областном краеведческом музее хранятся несколько выразительных графических работ М.М. Берингова, зафиксировавших архитектурный облик старого сибирского города Томска. Да ещё – документы: протоколы обходов домов, где тщательно, с зарисовками, задокументированы лики деревянного губернского центра. Этим документам и рисункам без малого 100 лет!
«С 1919 года началась моя деятельность в Томске по охране памятников старины и организации художественного музея…»
Так обозначил в автобиографии начало томского периода своей жизни Митрофан Михайлович Берингов.
Удивительно! В советской России бушевала гражданская война, свирепствовала разруха, эпидемии, голод. В головах людей царствовал идеологический разброд. И вдруг – «охрана памятников старины» и «организация художественного музея»? Да ладно… Правда ли это?
Правда. Так было. В смутные годы, видимо, в обществе просыпаются не только звериные инстинкты, но и непреодолимая тяга к стабильности, к сохранению вековых культурных ценностей. И эту тягу целиком разделили с обществом большевики.
Своим Декретом от 5 октября 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР постановил произвести «регистрацию всех монументальных и вещевых памятников искусства и старины, как в виде целых собраний, так и отдельных предметов» и «взять на учёт находящиеся во владении обществ, учреждений и частных лиц монументальные памятники, собрания предметов искусства и старины, а также отдельные предметы, имеющие большое научное, историческое или художественное значение». Цель – «охранение, изучение и возможно более полное ознакомление широких масс населения с сокровищами искусства и старины».
Собственно и созданию краеведческого музея в Томске мы обязаны этому Декрету.
А начало организации музея было положено постановлением о создании структуры органов управления сразу же после освобождения города от колчаковщины и восстановления в Томске советской власти.
Уже в декабре 1919 года, всего через 2 дня после освобождения Томска от колчаковцев был восстановлен Подотдел искусств, созданный в 1918 году и упразднённый в период правления Колчака. Подотдел вошёл в структуру созданного Томского губернского комиссариата по народному образованию. Подотдел состоял из секций: музыкально-театральной, изобразительных искусств, охраны памятников искусства и старины.
Подотдел, естественно, был «заточен» под выполнение здесь, в Томске, Декрета российского Совнаркома от 5 октября 1918 г. Но в самом Декрете координация этой работой возлагалась на петроградскую и московскую «Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины». Подразумевалось, что такой координацией будут заниматься и аналогичные структуры на местах.
Томский же Подотдел не вполне вписывался в логику Декрета. В его названии не присутствовало слово «музей». Разумеется, необходимо было не только слово «музей» вводить в название Подотдела, но и наполнять это слово конкретным содержанием вплоть до создания в Томске самого музея! Вот почему уже с середины мая 1920 года началась трансформация Секции охраны памятников искусства и старины в самостоятельный Подотдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины.
Уже самим названием «Подотдел по делам музеев…» декларировалась и организация самого музея (или музеев) в Томской губернии и, прежде всего, в Томске. Иначе – какой же Подотдел по делам музеев без наличия самих музеев? Несуразица получается! И, нужно отметить, уже в недрах Секции, а потом и Подотдела с конца 1919 года велась активная работа по созданию своего музея в Томске! И весьма энергично эту работу осуществлял Митрофан Михайлович Берингов.
Биография М.М. Берингова ярка, как и само время, в которое он жил.
Родился М.М. Берингов 23 октября (4 ноября по новому стилю) в селе Пойми Пензенской губернии. Учился в духовной семинарии, которую вынужден был покинуть по причине участия в революционном движении 1905 года. С 1908 по 1911 год по приговору военно-полевого суда был заключён в тюрьму.
К рисованию пристрастился с детства, но живописью целенаправленно начал заниматься с 1913 года, когда поступил в школу Общества Поощрения художеств, в которой учился у художников Н.К. Рериха и А.А. Рылова.
Революцию 1917 года М.М. Берингов встретил сторонником большевиков. Участвовал в революционной работе в Петрограде. В те же революционные дни Митрофану Михайловичу довелось нести охрану штаба большевиков, где он, как художник, сделал карандашный портрет В.И. Ленина (пожалуй, первый из советских художников, которые делали портрет Владимира Ильича)!
В годы гражданской войны М.М. Берингов был членом Революционного комитета в г. Мариинске (Томская губерния).
С 1919 года началась трудовая деятельность М.М. Берингова в Томске вначале – агентом Секции охраны памятников искусства, затем – заведующим секцией, а с августа 1920 года – заведующим Подотделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины.
Подотдел под руководством М.М. Берингова в 1920 году развернул работу по формированию художественной коллекции в Томске и по созданию в городе краеведческого музея.
Одновременно М.М. Берингов активно занимался живописью и графикой. К томскому периоду творчества художника относится серия рисунков уходящей старины: виды улиц и переулков старинного сибирского города.
В 1922 году М.М. Берингов переехал в Москву, поселился в старом центре Москвы в коммунальной квартире, в которой вместе с ним проживала семья художника А. Герасимова. В этом же 1922 году он стал членом Ассоциации Художников Революционной России (АХРР) – крупного объединения советских художников, графиков и скульпторов – самой многочисленной и мощной из творческих групп 1920-х годов.
По командировкам АХРР М.М. Берингов выезжал в творческие поездки в Крым, на Кавказ, в Сибирь. С 1925 г. неоднократно ездил на Север, участвовал в плаваниях по Северному Ледовитому океану, в том числе в 1933–ем на ледоколе «Седов».
В автобиографии М.М. Берингов писал:
«Север меня влёк к себе всегда, но вплотную удалось им заняться лишь в 1925 г., когда я готовил к 8-й выставке АХР картины «Рыбаки Мурмана», «Полуночное солнце» и др. Затем, после ряда лет работы в результате частых поездок на север была организована в 1932 г. выставка во Всекохудожнике «За полярным кругом».
В 1933 г. М.М. Берингов был приглашён О.Ю. Шмидтом к участию в арктической экспедиции ледокола «Седов». М.М. Берингов в автобиографии писал:
«В продолжении трёх месяцев «Седов» проделал рейс от Архангельска и до пролива Шакальского, побывав на Маточкином шаре, в бухте Диксон, на острове Уединения, на мысе Челюскине и море Лаптевых. Главной целью экспедиции было сменить зимовщиков на Северной Земле и организовать разведочную геологическую экспедицию на мысе Оловянном».
Путешествие на ледоколе, как подчёркивал М.М. Берингов, дало ему возможность остро почувствовать мощь Арктики. Художник писал про Север:
«Я видел его грозным, величественным, в туманные дни, в бурю и в ураган. Видел необычайные переливы северного сияния, видел всё своеобразие его колорита и всё это старался передать в этюдах, стремясь согласовать свою палитру с особенностями арктической ледяной гаммы».
«Ледяная гамма» М.М. Берингова, на первый взгляд, выглядит скупой. Но всмотритесь в одну из его работ – «Новая Земля». Здесь – минимум красок. Но до чего же выразительна живопись! Сродни рериховской, не правда ли? И это творческое родство с Рерихом вполне объяснимо: Митрофан Михайлович ведь учился у знаменитого живописца. И пусть объекты живописи двух художников удалены друг от друга на тысячи километров (у Рериха – Гималаи, у Берингова – Арктика), но взгляд на первозданную природу, как кажется, общий!
Вспоминал ли М.М. Берингов во время своих арктических экспедиций о сибирском городе Томске? Как знать… Но, несомненно, Томск оказал большое влияние на формирование «северных пристрастий» художника. Здесь он, пожалуй, впервые столкнулся со снежными сибирскими просторами, с суровым (для изнеженных европейцев) климатом. И, надо думать, именно здесь М.М. Берингов навсегда «прикипел» к Северу.
Творческое наследие художника ныне представлено в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Пермской государственной художественной галерее, Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева и в Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал».
А часть графических работ М.М. Берингова хранится в Томском областном художественном музее и у нас – в Томском областном краеведческом музее. И, вглядываясь в работы М.М. Берингова, мы с благодарностью вспоминаем его имя. Не только как имя художника, но и как одного из основателей Томского областного краеведческого музея!
Литература:
Декрет СНК РСФСР от 5 октября 1918 года «О регистрации, приёме на учёт и охранение памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений».
Берингов М.М. Автобиография // Советская Арктика: в произведениях художников В. П. Беляева, М. М. Берингова, А. А. Меркулова, А. А. Рыбникова и С. А. Стороженко / Всероссийский кооперативный союз работников изобразительного искусств. - Москва : Всекохудожник, 1934. С. 12 – 15.
Донцова А.А. Охрана памятников искусства и старины в Томске в 1919 – 1922 гг.: персоналии // Труды Томского государственного университета. Серия общенаучная. Т. 281. Междисциплинарность в современных гуманитарных исследованиях: материалы I Всероссийского молодежного форума, Томск, 5–9 декабря 2011 г. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. С. 105–109.
Донцова А.А. Создание и деятельность Секции по охране памятников искусства и старины при Томском губернском отделе народного образования // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 1 (21). С. 123 – 132.
Марина (blanmange_k). Художник памяти достоин? // Livrjournal. URL: https://blanmange-k.livejournal.com/131245.html.
Овчинникова Л.И. К 125-летию художника Митрофана Михайловича Берингова // Сайт Томского областного художественного музея. URL:
http://artmuseumtomsk.ru/page/10/0/110.
Хроника художественной жизни Томска. 1920-1926 / авт.-сост. Т.А. Бычкова, И.П. Тютрина, Л.Ю. Исаева. – Томск, 2019.
Ю.К. Рассамахин,
старший научный сотрудник ТОКМ
30.10.2019 г.