Выставки / Выставки / Виртуальные выставки / Предметный разговор

Каменная скульптура трёхтысячелетней давности

38 / 52

В фондах Томского областного краеведческого музея хранится удивительная коллекция. Её название, зафиксированное в учётной документации музея – «Самусь IV, поселение».

Удивляться есть чему. Например, вот этой скульптуре из камня.

  

Скульптура из камня

Поселение Самусь IV. Эпоха бронзы. XVII– XIII века до н. э. Глинистый сланец. Резьба, пиление, шлифовка (?). Фонды ТОКМ, колл. №3410/ 4442

Размер этой скульптуры мал, не более 10 сантиметров: на ладони уместится. Да и само изваяние не претендует, к примеру, на изящество древнегреческих скульптур середины I тысячелетия до н.э., которые реалистично показывают совершенство человеческого тела и приводят в восторг сегодняшних ценителей античного искусства. Но ведь наша скульптура была создана задолго до античной цивилизации! Да и твёрдый сланец, в отличие от податливого  мрамора, обрабатывать несоизмеримо труднее!

Чтобы понять непростой труд первобытного ваятеля, попробуйте из подвернувшегося галечника, без применения специальных инструментов, сотворить скульптуру человека! Уверен, что и руки ваши будут кровоточить ссадинами, и занятие это быстро вам надоест по причине отсутствия сколько-нибудь значимых результатов…   

А представьте себе, что три с половиной тысячи лет тому назад сидел на берегу Томи древний первобытный скульптор и ваял из камня людское изображение . Что у него было под рукой? Кусок сланца да нехитрые инструменты – те же камни, которыми он отсекал от своей заготовки всё ненужное. А из заготовки, бесконечно медленно и с трудом, проступало изображение человека.

Древний скульптор очерчивал овал лица, лоб, прикрытый высоким головным убором, с ниспадающими вдоль плеч полотнищами. 

Правая половина лица была проработана скульптором лучше, чем  левая. Хорошо виден  глаз, прочерченный в виде треугольника – внутри него углублением передан зрачок; левый глаз намечен, но зрачок отсутствует. У персонажа толстый и широкий нос, подчеркнуто большой, «во всё лицо», рот, с рельефно выполненными, крупными полными губами, непропорционально низкий подбородок. Лик как бы врос в торс, как это мы можем наблюдать на каменных изваяниях степей – стелах последующих эпох.

Возможно, скульптура не была завершена: ниже лика на левой лицевой грани присутствуют следы  забитости и сколы, там же на правом ребре грани нанесено три отдельных скола; не менее семи сколов намечено на правой грани задней части скульптуры.

Нижний конец плитки заострен, ему придана форма клина. Возможно, скульптуру крепили к какому-то предмету или  устанавливали в грунт.

Как эта скульптура попала в фонды Томского областного краеведческого музея? Почему она оказалась в коллекции с названием «Самусь»? Ответ прост.

Коллекция названа так по наименованию местности – посёлок Самусь в Томском районе Томской области. Здесь, на правобережной террасе реки Томь, омываемой ныне приустьевым отрезком речки Камышка, в 1969 году проводил стационарные археологические раскопки известный томский учёный Владимир Иванович Матющенко (совместная экспедиция сотрудников нашего музея и Томского государственного университета). Владимир Иванович и назвал археологический памятник (а вместе с ним и коллекцию), по месту раскопок, поселением «Самусь IV».

В дальнейшем коллекция пополнилась сборами в 1998 году студентки ТГПУ В.В. Франк, проживающей в п. Самусь (эти сборы передал в музей в 2002 году доцент ТГПУ Александр Геннадьевич Тучков).

В коллекции, преимущественно, содержатся фрагменты глиняных сосудов. Некоторые – с солярными символами  или антропоморфными изображениями. Коллекция включает в себя, кроме того, обломки литейных форм, тиглей; каменные наконечники стрел, тёсла, скребки, отбойники, подвески, грузила; отходы бронзолитейного производства и каменной индустрии.

Под стать разнообразию находок и датировка археологического памятника «Самусь IV»:

  • ранний бронзовый век (XVII – XIII века до н.э.), самусьская культура;
  • поздний бронзовый век (XII-VIII века до н.э.), еловская и ирменская культуры;
  • ранний железный век (III в. до н.э. – V в.), кулайская культура.

Другими словами, здесь, на протяжении более чем двух тысячелетий обитали древние племена, оставившие после себя яркое культурное наследие, в которое по праву входит самусьская скульптура из камня.

 

Литература

Боброва А.И. Поселение Самусь IV (Материалы к каталогу археологических коллекций Томского областного краеведческого музея) // Музей и город: Труды музея г. Северск. Томск, 2000. Вып. 1. С. 19–31.

Гребнева Г.И. Каталог археологического собрания Томского областного краеведческого музея / Под ред. Я.А. Яковлева. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2013. – С. 350-358

 

А.И. Боброва, Ю.К. Рассамахин

04.10.2018 г.