Если первая часть выставки рассказывала о судьбах жителей рабочего поселка Асино в 1944-1945 годах, то эта часть выставки – время послевоенное.
История - феномен многогранный. Она бывает официальная и народная. Есть история очевидцев и история постпамяти (когда событие, которое человек в реальности не пережил, тем не менее входит в его жизненный опыт через рассказы старших). Наконец, очень разнятся меж собой история мужская и женская.
Рассказы об одном и том же событии, совпадая в главных деталях, множатся и дробятся. В свое время меня поразил пример: брала интервью у женщины-туристки. Не только выносливая спортсменка, но и хороший фотограф и оператор, она создала фильм о трудном походе в горы. Фильм лиричный, тонкий, светлый – после него так и хотелось отправиться в поход. Но соратники-мужчины его раскритиковали: «Надо снимать подвиг, а не цветочки и облака!» Автор, разумеется, только посмеялась, возразив, что особого подвига в ее походе не было. Вот ничуть не прельщала идея идти в поход ради преодоления трудностей и доказательства своей крутизны. Она шла, чтобы убедиться: «внизу не встретишь, как ни тянись, за всю свою огромную жизнь десятой доли таких красот и чудес!»
Военную историю можно тоже рассказывать по-разному. Даже подвиг можно показать по-разному. Через грязь, пот и кровь окопов, сквозь которые прошел солдат-победитель. Через величественный шаг колонн на параде Победы. Через радость близких, которым больше не надо бояться за своего любимого.
Куклы Нины Михайловны, объединенные в серию «День Победы. Через годы» улыбаются. На вышитых, условных лицах – неподдельная, светлая радость. Все испытания и беды – за кадром. Зритель знает о них, а герои повествования - забыли. Есть только настоящее: радость встречи, Победа – как то, что наступило после одолённой беды.
«Герои Великой Отечественной войны были молоды. И сквозь все испытания пронесли мечту о мирной жизни, о семье. Так родились серии «И на войне была любовь», «Наш дедушка – герой!». Куклы эти сразу задумывались как парные, и за каждой парой – своя история», - поясняет Нина Браневская.
Две парные композиции относятся к 1945 году. Нина Михайловна назвала эти два сюжета «И на войне была любовь»
«Подтянутый, молодцеватый офицер, к тому же фронтовик – завидный кавалер. Кокетливая девушка с зонтиком не против покрасоваться с таким орлом перед подружками. Но жизнь кадрового военного – нелёгкое испытание для его спутницы жизни. Как ещё всё сложится у этой пары? - замечает она не без лукавства. И продолжает, - А вот отважный моряк в своей подруге жизни не сомневается. Он был куда решительнее и даже успел стать отцом. И мать его ребенка счастлива, дождавшись своего любимого с войны».
О том, как эти две пары пришли к счастливому финалу, можно сочинить ни один рассказ. Но как не выстраивай сюжетные линии, несомненно одно – все закончилось хорошо. Молодые люди счастливы и уверенно смотрят на свое будущее.
Что является для них идеалом? Долгая жизнь вместе, здоровые, умные («путёвые») дети и внучата. Именно об этом история «Наш дедушка – герой!»
Автор комментирует, с какими мыслями создавалась композиция: «9 мая – особенный день в семьях фронтовиков. Внуки гордятся: дедушка надел настоящую военную форму и самую главную награду – Золотую Звезду Героя Советского Союза. Бабушка гордится – сколько ухабов было в их жизни, и война, да и потом трудностей хватало. Муж с фронта вернулся – никакого отдыха не знал, на работе днями пропадал: награда обязывала планку держать. А всё же, в его-то годы, - орёл! Это её стараниями муж жив-здоров. Дедушка тоже гордится – с женой ласково прожили, детей вырастили, внуков дождались! Ведь на фронте он за них кровь проливал, а о наградах и не думал даже…»
Об авторе:
Браневская Нина Михайловна, 1949 г.р., родилась в Асино. Закончила ТИАСУР в 1972 году. Работала в НИИ Электромеханики в г. Томск, в Асиновском филиале Лесотехникума, Асиновском филиале Сельхозтехникума и Асиновской школе № 2. Общий педагогический стаж - 35 лет.
В настоящее время проживает в г. Томске. Специального художественного образования не имеет. Кукол начала делать в 2014 году. За каждой куклой стоит её личная история, которую Нина Михайловна часто берёт из жизни.